Сибирские огни, 1927, № 5
воздвигали башню, известную сейчас под именем «Чортова городища»; 6) ковчег построен был в окрестно стях Бирска на левом луговом берегу ре ки Белой из местной сосны, и плавание в нем Ной начал по этой реке; 7) потоп был действительно всемир ным, а не местным, и причиной его- было сближение солнечной системы с одной из потухших звезд; 8) на реке Нейве одним из ближайших потомков Ноя была построена «На-Ней- ви-я», ставшая краеугольным камнем и исходной точкой для создания Нине вии— Вавилонского царства... Не будем продолжать: довольно и это го перечня для характеристики «откры тий» автора. Работа автора, хотя и называется «опытом историко-геологического иссле дования», имеет весьма слабое отноше ние к исторической геологии и построе на на весьма своеобразных и весьма ре шительных экскурсах в области сравни тельного языковедения, религиозного фольклора и астрономии. В каждой из этих областей знания автор уверенно ставит свои рабочие гипотезы и тотчас же обращает их в научно-доказанный факт, а самое главное: он безоговорочно принимает все положения библейской ле генды о потопе, Ное и пр., и полагает их ь основу своих изысканий. Как известно, эта легенда не одинока: в сказаниях большинства народов есть свои версии о потопе и каждая из них знает своего «Ноя». В иудаизме—это Ной, в халдейском сказании—Хазизадра, в индейском предании—Ману, в иран ском—Ийма, в греческом—Девкалион, в фессалийском— Огиес, в мексиканском— Кокс-Кокс, в ассирийском — Утнапиш- тим и т. д. Легенды эти в свое время были собра ны и изданы в Брауншвейге, в Бонне, в Штутгарде, в Вене и др. Достопамятный Арарат также имел не мало других имен: Нисир, Лубар и др. Не мало ученых занималось разыска ниями, напр., о географическом местопо ложении Нисира-Арарата, при чем при влекались свидетельства клинописных документов и делались определенные вы воды, конечно, не в пользу Урала. При этих условиях основываться на транскрипции личных и географических имен по библейской легенде и затем пря мо отправляться к современной номен клатуре по географической карте При- уралья—по меньшей мере ненаучно и наивно. Автор работает все время чисто инту итивно (по-библийски «боговдохновен но») и в этом признается с первой стра ницы своей брошюры: он был твердо уверен в правоте своих положений ещ« до сбора доказательств. Доказательства им были найдены. Но что это за доказательства и как они нашлись? Автор сам об ’являет «что в своих ис следованиях он располагал, кроме биб лии в английском переводе, еще: боль шой энциклопедией Брокгауза и Эфрона и картой от путеводителя по российским железным дорогам (стр. 8)». Вот и все. Приведем образчик «исследователь ской» работы автора. Надо доказать, что Уральская Липовая гора—есть библейская Иегова-ире. Иегова ире, рассуждает автор, в пере воде будет «богова гора». Дальше: что значит Липова гора?— ответ: «эли бува гора-была гора бога... Кто так сказал бы? Да тот, у кого и сей час бувалыцина, вместо былое»... Недостаточно? Тогда автор обращает ся к библейской географии. «Местона хождение жертвенника по английской библии определяется в гл. XII, ст. 8, сло вами: Бес-ель на западе и Гай на вос токе». «Двигаясь по карте на восток от Аши, попал на реку Ай; двигаясь в сторону противоположную, оказался на реке Бе лой. С Аем покончил быстро: Ай и Гай одно и то же. Связать слово Бесель с на званием реки Белой не так-то было лег ко: натяжка была чересчур очевидной Пришлось обратиться к помощи энцикло педического словаря». Через несколько строк автор «покон чил» и с Беселем: взял еврейское слово «беф» и вотяцкое «ель» и перевел: дом бога, дом рода. Точно так же автор «покончил» с Ка мой— река Хама, с Уралом— райские го ры и со многим другим. Достаточно одного созвучия и не скольких вероятностей! Автору, как образованному человеку, должно быть известным, что для науч ного об ’яснения местных географических названий, прежде всего, следует об р а титься к языку тех народностей, кото рые не предположительно, а историче ски достоверно обитали в исследуемой (хорографически) местности. Возьмем два названия—Урал и Кама. До сего времени наименование Урал произведилось от остяцкого «урр» «цепь гор» и татарского «арал тау». Смысл этих названий еще в XI веке дал основание славянам назвать эти горы «Каменным поясом». Река Кама имела весьма сложную судь бу своего имени. Вотяками она называлась Буджим-Кам (белая река). Чувашами—Шойга-Адил (белая река). Татарами—Ак-Адель (белая река).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2