Сибирские огни, 1927, № 5

трахомы, туберкулеза, гинекологических заболеваний и пр. К сожалению, статья написана так, как будто до сих пор о туруханских тунгусах никто ничего не знал и не писал. Любопытна заметка В. Б.— Т.— о «Север­ ном рабфаке». Автор (имя которого лег­ ко угадывается под прозрачной буквен­ ной подписью), подробно рассказывает о структуре северного отделения рабфака Ленинградского института новых восточ­ ных языков, о составе студентов, о рас­ пределении их по племенам, о состоянии их здоровья, успехах , культурной ра­ боте и т. д. Оказывается сейчас на рабфаке— тун­ гусов 29; остяков— 8; самоедов— 11; голь- .дов— 5; гиляков— 3; якутов— 2; чукчей— 1; алеутов— 1; лопарей— 1; юкагиров— 1; камчадалов— 1; вогулов— I; ' шорцев— 6'; урянхайцев— 20; калмыков— 9 и прочих восточных народностей— 17. В числе с т у ­ дентов имеются и женщины в количестве 10 чел. Уже одна эта табличка является ярким памятником новой культуры и но­ вых форм культурной работы. На рабфаке издается стенная газета под выразительным заглавием— «Тайга и Тундра». Тунгус Салаткин пишет в ней: «Ребята, учитесь и поднимайте каждый культуру среди своих сородичей...». И, видимо, это поколение молодых рабфа­ ковцев вполне сумеет эту, возложенную историей на их плечи миссию выполнить. Залогом этого является замечательная картинка, зарисованная автором очерка. «Заглянешь в кабинеты— сидят тихо, чи­ тают, пишут, рисуют,— рисовать все лю­ бят. Читают сборники стихов, всевозмож­ ную новую беллетристику... Как-то в раз­ говоре один самоед особенно хвалил про­ зу Пушкина, а охотскому тунгусу нра­ вился Лермонтов»... Как всегда, в «Сев. Азии» богат отдел библиографии и хроники; нужно особо подчеркнуть умелое ведение этого отде- -ла; к сожалению, странное и даже не­ сколько тяжелое впечатлен^0 произво­ дит «Сибирское обозрение» -В. И. Ни­ колаева, посвященное первому научно-ис­ следовательскому с’езду Сибирского края. Маленький штрих: автор пишет по поводу работ секции «Человек». «Наи­ больший интерес представляли доклады проф. Бушмакина, Лаппо (Обычное пра­ во сибирских туземных племен), проф. Миротворцева, проф. Петри (Проект со з ­ дания культ-базы у туземцев Сибири)». Между тем, для того, кто был на с ’езде и принимал участие в работах секции, хорошо известно, что доклады Лаппо и названный доклад Петри как раз не вы­ звали большого интереса к себе, и пре­ ния по ним были очень вялы; гораздо больший интерес пробудил второй д о ­ клад Петри (о задачах изучения тузем­ цев), встреченный, хотя в общем и отри­ цательной, но живой и интенсивной кри­ тикой. Как мог автор не назвать среди «наиболее интересных» блестящего до ­ клада проф. В. И. Нагнибеды, нашедшего совершенно исключительную оценку со стороны секции (секция, между прочим, постановила даже ходатайствовать о вы­ пуске доклада проф. Нагнибеда отдель­ ной брошюрой). Наконец, доклад проф. К. Н. Миротворцева никак не может быть причислен к числу наиболее интересных, уже по одному тому, что проф. Миро­ творцева на с ’езде не было, как не был зачитан и е го доклад (хотя, действитель­ но, значился в повестке с ’езда). Писать заочные отзывы «по программам» до сих пор, как будто , было бы только уделом некоторых театральных рецензентов. От «Северной Азии» мы в праве ждать чего- то иного. К—ч. Коняев, Ф . М., горн. инж. — «Урал и библия». Опыт историк -геологического исследования. Гостехиздат. М. 1927 г., 8°. 40 стр., 60 к. (Серия 9, № ХШ-3). — Всемирный потоп, Ной, Хам, Ковчег, Арарат.... — Нимвродово царство, столпотворе­ ние Вавилонское... Какой пылью забвения покрылись эти вопросы! Но вот, волею автора рецензируемой работы, они воскрешены и поставлены перед изумленным читателем. Мало это­ го. Они поставлены в плане современно­ го ураловедения и действие библейских легенд перенесено в знакомую нам обста­ новку. Ной со своим потомством и со всем ассортиментом Араратского плава­ ния вселен в Прикамье и на Урал. Во т перечень некоторых «открытий», сделанных автором: 1) десять лет тому назад на Аша-Бала- шовском заводе, на Урале, был найден камень, который автор определил, как жертвенный нож, и сделал отправным пунктом своих дальнейших изысканий и домыслов; , 2) гора Аракуль на Урале признана автором за тот самый Арарат, куда во время «всемирного потопа» пристал ков­ чег Ноя, и на этой же горе погребен Ной, при чем имеются и в настоящее время следы его могилы; 3) Урал (или Урай) в древности назы­ вался райскими горами; 4) река Кама— приток Волги— названа по имени второго сына Ноя— Хама (река Хама), а имя самого Ноя носит река Ней- ва на Урале (Ноева вода); 5) Ной до потопа жил близ нынешне­ го города Бирска и там же потомки Ноя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2