Сибирские огни, 1927, № 5
трахомы, туберкулеза, гинекологических заболеваний и пр. К сожалению, статья написана так, как будто до сих пор о туруханских тунгусах никто ничего не знал и не писал. Любопытна заметка В. Б.— Т.— о «Север ном рабфаке». Автор (имя которого лег ко угадывается под прозрачной буквен ной подписью), подробно рассказывает о структуре северного отделения рабфака Ленинградского института новых восточ ных языков, о составе студентов, о рас пределении их по племенам, о состоянии их здоровья, успехах , культурной ра боте и т. д. Оказывается сейчас на рабфаке— тун гусов 29; остяков— 8; самоедов— 11; голь- .дов— 5; гиляков— 3; якутов— 2; чукчей— 1; алеутов— 1; лопарей— 1; юкагиров— 1; камчадалов— 1; вогулов— I; ' шорцев— 6'; урянхайцев— 20; калмыков— 9 и прочих восточных народностей— 17. В числе с т у дентов имеются и женщины в количестве 10 чел. Уже одна эта табличка является ярким памятником новой культуры и но вых форм культурной работы. На рабфаке издается стенная газета под выразительным заглавием— «Тайга и Тундра». Тунгус Салаткин пишет в ней: «Ребята, учитесь и поднимайте каждый культуру среди своих сородичей...». И, видимо, это поколение молодых рабфа ковцев вполне сумеет эту, возложенную историей на их плечи миссию выполнить. Залогом этого является замечательная картинка, зарисованная автором очерка. «Заглянешь в кабинеты— сидят тихо, чи тают, пишут, рисуют,— рисовать все лю бят. Читают сборники стихов, всевозмож ную новую беллетристику... Как-то в раз говоре один самоед особенно хвалил про зу Пушкина, а охотскому тунгусу нра вился Лермонтов»... Как всегда, в «Сев. Азии» богат отдел библиографии и хроники; нужно особо подчеркнуть умелое ведение этого отде- -ла; к сожалению, странное и даже не сколько тяжелое впечатлен^0 произво дит «Сибирское обозрение» -В. И. Ни колаева, посвященное первому научно-ис следовательскому с’езду Сибирского края. Маленький штрих: автор пишет по поводу работ секции «Человек». «Наи больший интерес представляли доклады проф. Бушмакина, Лаппо (Обычное пра во сибирских туземных племен), проф. Миротворцева, проф. Петри (Проект со з дания культ-базы у туземцев Сибири)». Между тем, для того, кто был на с ’езде и принимал участие в работах секции, хорошо известно, что доклады Лаппо и названный доклад Петри как раз не вы звали большого интереса к себе, и пре ния по ним были очень вялы; гораздо больший интерес пробудил второй д о клад Петри (о задачах изучения тузем цев), встреченный, хотя в общем и отри цательной, но живой и интенсивной кри тикой. Как мог автор не назвать среди «наиболее интересных» блестящего до клада проф. В. И. Нагнибеды, нашедшего совершенно исключительную оценку со стороны секции (секция, между прочим, постановила даже ходатайствовать о вы пуске доклада проф. Нагнибеда отдель ной брошюрой). Наконец, доклад проф. К. Н. Миротворцева никак не может быть причислен к числу наиболее интересных, уже по одному тому, что проф. Миро творцева на с ’езде не было, как не был зачитан и е го доклад (хотя, действитель но, значился в повестке с ’езда). Писать заочные отзывы «по программам» до сих пор, как будто , было бы только уделом некоторых театральных рецензентов. От «Северной Азии» мы в праве ждать чего- то иного. К—ч. Коняев, Ф . М., горн. инж. — «Урал и библия». Опыт историк -геологического исследования. Гостехиздат. М. 1927 г., 8°. 40 стр., 60 к. (Серия 9, № ХШ-3). — Всемирный потоп, Ной, Хам, Ковчег, Арарат.... — Нимвродово царство, столпотворе ние Вавилонское... Какой пылью забвения покрылись эти вопросы! Но вот, волею автора рецензируемой работы, они воскрешены и поставлены перед изумленным читателем. Мало это го. Они поставлены в плане современно го ураловедения и действие библейских легенд перенесено в знакомую нам обста новку. Ной со своим потомством и со всем ассортиментом Араратского плава ния вселен в Прикамье и на Урал. Во т перечень некоторых «открытий», сделанных автором: 1) десять лет тому назад на Аша-Бала- шовском заводе, на Урале, был найден камень, который автор определил, как жертвенный нож, и сделал отправным пунктом своих дальнейших изысканий и домыслов; , 2) гора Аракуль на Урале признана автором за тот самый Арарат, куда во время «всемирного потопа» пристал ков чег Ноя, и на этой же горе погребен Ной, при чем имеются и в настоящее время следы его могилы; 3) Урал (или Урай) в древности назы вался райскими горами; 4) река Кама— приток Волги— названа по имени второго сына Ноя— Хама (река Хама), а имя самого Ноя носит река Ней- ва на Урале (Ноева вода); 5) Ной до потопа жил близ нынешне го города Бирска и там же потомки Ноя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2