Сибирские огни, 1927, № 5
многими, с каждым годом растет их число, но согласованности в них мало, слишком много в них случайного, зави сящего от индивидуальных интересов отдельных исследователей и отдельных учреждений. Хотелось бы, чтобы новый журнал помог об ’единить эти работы, осведомляя о сделаном и о том, что под готовляется и намечается». Л. Я. Штернберг в статье— «Совре менная этнология» охарактеризовал но вые течения и методы, а также новей шие успехи и достижения этой науки. В. Д. Виленский-Сибиряков, излагая задачи изучения малых народностей с е вера, к вопросам устроения которых со ветская государственность сейчас вплот ную подошла, указывает ряд практиче ских мероприятий. Д. А. Золотарев реально и современно подходит к вопросам изучения быта де ревни СССР. Не останавливаясь на других статьях, тоже чрезвычайно ценных и интересных, ■перейдем к обзорам и отметим из них: «XXI конгресс американистов» (В. F. Бо- гораз-Тан), «Обзор работ по этнографии восточных славян за 1917-1925 г.» (Д; К. Зеленин), «Обзор работ по фольклору за революционный период»— (Ю. М. С о колов), «Работы по палеоэтнологии в С С С Р за 1918-1925 г. (Б. С. Жуков), «Эт нографическая работа среди чуваш в г о ды революции» (А. П. Милли), «Этногра фия у вотяков после революции» (К. П. Герд), «Из работ по этнографическому изучению коми» (А. С. Сидоров), «Этно графия в краевых библиографических Зинаида Рихтер.—«Золотой Алдан». ГИЗ. М.— Л. 1927 г. 148 стр. 1 р. 25 к. 4000 экз. Книга не просто хорошая, это— под виг журналиста и человека. 3. Рихтер проехала четыре с полови ной тысячи верст по алданской тайге на Якутск и оттуда Леной до магистрали, перепробавав прелести сибирской кошев ки, верхового седла и оленьей нарты. Она побывала в пекле русского Клон дайка, кое к чему присмотрелась и напи сала э т у книгу. Получилось очень внуши тельно. Чтобы увидеть столько за два с половиной месяца и виденное описать так сжато, дельно, смело и занимательно, надо было пройти долгий опыт служения суровой религии репортажа. Рихтео пи сала еще до революции. Читатели «Из вестий» помнят ее Мурманские очерки. Имя Рихтер связано со славным переле том в Китай. И вот, еще не износив баш маков, топтавших землю Срединного Царства, Рихтер передвинулась со своими неутомимыми блокнотами на Томмог. Она прилежно облазила ямы копачей, указателях 1918-1925 г. г.» (М. К. Азадов- ский). Обзоры работ за последние годы в об ласти этнографии весьма полезны, как результат достижений. Хронике уделено в журнале много ме ста (51 стр.), что при наличии единствен ного пока периодического органа спе циально по этнографии, вполне понятно, и отдел этот, при популярности журнала, несомненно, еще расширится. Из сибирских работ в хронике отмече ны: «Изучение северных бурят» (Иркут ской губ.), «К характеристике отдела эт нографии музея Приенисейского края» (Красноярск) и работа Томского Этно- лого-Археологического Музея и тузем ного краеведческого кружка при нем за последние годы. Что касается отдела «Рецензии», то в интересах читателя, особенно провинци ального, оторванного от больших книго хранилищ, желательно его расширить и усилить подбором систематического ма териала. Отдел «Personalia», как взаимная ин формация этнографов, разбросанных по огромному лицу нашего Союза, очень важен и нужен. В общем, «Этнография» в высшей сте пени плодотворна, интересна и ценна; нельзя не пожелать ей широкого распро странения. Хотелось бы только пожелать побольше внимания к Сибири, носитель нице множества разнообразных по свое му этническому составу народностей, еще очень мало изученных. П. Славнин. жуткие таежные зимовейки, заглянула в конторы трестов и в юрты тунгусов. Со страниц книги на читателя густо идет приисковый быт и обычай, с его изуми тельным языком и безобразиями, техни кой преступлений и дикого труда. Невозможно перечислить даже только важнейшие вопросы, поднятые, а часто и решенные автором. Э ту мал^ нькую книж ку с пользой для себя и для дела прочтут наши «золотых дел мастера» и таежные администраторы. РКИ почерпнет из этого добродушного повествования назидатель нейший материал. Искатели приключений будут возить книжку 3. Рихтер в своих походных сумках. Любители литературы и работники репортажа с радостью от- м тят новое достижение в области путе вого производственного очерка. Ошибок и недоразумений против «со ответствия природе», по нашим скром ным наблюдениям, почти нет. Можно на будущее принять к сведению разве лишь мелочи. Алдан-алтан в турецких языках озна чает «золото», поэтому назвать книгу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2