Сибирские огни, 1927, № 5
дои жертвоприношения лошади. Под словом «тайэлга» разумеется прежде всего священное место, где совершается алтайцами моление и принесение в жер тву одному из божеств молодого коня, а -затем этим словом обозначается— го ворит автор— и самый процесс принесе ния жертвы— таинство. С устройством «тайэлга» автору удалось подробно оз накомиться во время работы экспедиции Гос. Русского Музея на берегу Телец- кого озера летом 1924 года. Статья ил люстрируется 4 рисунками. В статье — «Забайкальские дацаны» А. П. Баранников, пользуясь интересным фактическим материалом, трактует о буддийских монастырях и их современ ном положении. Хотя забайкальским да цанам, ламству и буддизму в пределах Сибири посвящена обширная литерату ра, но она состоит преимущественно из полемических и теологических статей, направленных против буддизма. Настоя щая же статья, вкратце отмечая некото рые черты в современной жизни забай кальских дацанов, описывает располо жение их, устройство храмов и прочее, и иллюстрируется 15 рисунками, очень хр- рошо воспроизведенными. Кратковременная забайкальская экс педиция, организованная Русским М у з е ем в 1923 году, членом которой является и автор рецензируемой статьи, успела посетить дацаны: Агинский, Ацайский, Гусиноозерский, Иройский и Цугальский. Гражданская война весьма чувстви тельно отразилась на некоторых даца нах. Так, по сообщению автора статьи, дацаны Селенгинското аймака были аре ной борьбы с УМгерном. В Гусиноозер- ском и Иройском дацанах, например, разрушено большое количество ламских юрт, сожжены изгороди, полуразрушены дома для приезжающих. Почти совсем уничтожен архив Хамбо-йамЫ, имевший большое историческое значение. Число лам— констатирует автор— уменьшилось «по меньшей мере втрое1». Некоторые Да цаны совершенно оставлены Ламами: все население ушло в' степи или даже в мон гольские монастыри. Бегству лам в степь или Монголию способствовали слухи о предстоящем уничтожении ламства и об ращении лам в «черных людей». Тяжелым материальным положением дацанов (по А , Н. Баранникову) об ’яс- няется приостановка достроек, прекра щение выделки бурханов из ценных, ма териалов; в большом количестве изгото вляются только глиняные. бурханы, но и для их раскраски часто недостает кра сок. Указанные факты приводят автора к выводу, что «дацаны в Забайкалье пере живают в настоящее время серьезный кризис, имеющий важное значение не только для них самих, но и для всего бурятского буддийского населения З а байкалья, а в значительной мере и для востоковедной науки, п. ч. ламство х р а нит в своей среде своеобразную литера турную традицию, ключ ко многим явле ниям восточной мысли, искусства и бы та, традицию, которая до последнего времени еще не использована европей ской наукой». В общем краткая статья, хотя и з а ключает в себе довольно поверхностные данные о современном состоянии забай кальских дацанов, все-таки интересна по- своей свежести. Слабым местом статьи является попытка некоторого социоло гического об ’яснения причин появления и развития буддизма в Забайкалье. Две статьи Г. А. Бонч-Осмоловского и Ф. А. Фиельструп посвящены «свадебным жилищам турецких народностей». Пер вый оперирует данными быта крымских татар, второй— киргиз, казаков и алтай ских турецких народностей. Обе работы иллюстрированы. Во втором выпуске 111 т. «Материалов» отметим две статьи: «Древние погребе ния в Минусинском крае»— С. А. Тепло- ухова и «Могильник Кудыргэ на Ал тае»— С. И. Руденко и А. Н. Глухова. Обе статьи насыщены ценными данными и снабжены многочисленными, очень х о рошо воспроизведенными, иллюстрация ми. Ценность первого и второго выпусков III тома— «Материалы по этнографии», несомненно, заставит всех сибйреВедов с нетерпением ожидать выхода . следую щих выпусков, надеясь, что и в них Си бири будет отведейо подобающее место. Издание специально периодического органа по этнографии нужно признать* конечно, чрезвычайно желательным и своевременным. Прежде издававшееся «Этнографическое Обозрение» давно- ликвидировано, «Живая Старина» при революции умерла. Ныне пробел этот восполняется (Главнаукой) изданием журнала «Этнография», первая двойная книга которого по своему разнообразно му и ценному материалу производит весьма благоприятное впечатление. В журнале помещены статьи, обзоры, з а метки, хроника, personalia и рецензий. С Ф. Ольденбург, намечая основные задачи журнала «Этнография», пишет:, «Новая жизнь,, выдвинувшая на первый план широкие народные массы , , настоя тельно нуждается в изучении творчества этих масс как в области материальной культуры, так и в области культуры дуг ховной. Таким образом, этнография сда ла естественно на очередь дня. З тнш р а - фические исследования ведутся у нас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2