Сибирские огни, 1927, № 5

рунская— Из алтайских верований и об ­ рядов, связанных с ребенком; В. Г. Бо- гораз— Древние поселения народов в С е ­ верной Евразии и в Америке; Н. П. Ды- ренкова— Культ огня у алтайцев и телеут; С. А. Ратнер-Штернберг— Музейные ма­ териалы по тлингитскому шаманству, Е. Г. Кагаров— Монгольское «обо» и их этнографические параллели; А. В. Шмидт— К вопросу о происхождении звериного стиля; Л. А. Марварт— Обря­ довые уборы кашмирских брахманов. Как видно из содержания сборника, две статьи посвящены Алтаю. На них, кЯГ'освещИКШЩх культ и~ббр?Гды сибир­ ских туземцев, мы и остановимся. Л. Э. Карунская, работавшая на Алтае летом 1924 года, частью в телеутском селении Улус-Черга, частью в улусе алтайцев Адарда, в своей статье «Из алтайских верований и обрядов, связанных с ре­ бенком» приводит полученный ею путем наблюдений и расспросов интересный материал. По местным верованиям, на пятом не­ бе живет могущественный «iaiyrbixan*, по милости которого у людей родятся дети. Первым условием семейной жизни является обилие детей. Если у молодой пары долго не рождаются дети, она из «худого» места перебирается на другое, а прежнее жилище разрушают. На почве страстного желания иметь детей суще­ ствуют различные приметы, сулящие по­ томство: находка мертвого зайца с це­ лым черепом или одного только черепа зайца, натирание тела с поясницы вверх пеной, снятой с муравьиной кучи и пр. Внебрачная беременность среди теле- утов считается большим позором, а у алтайцев замечается совершенно другое отношение к беременности до брака. Пе­ ред наступлением родов молодая жен­ щина едет к своим родителям за родо ­ выми куклами («амагандар’ами»), покро­ вительницами домашнего очага; без них она рискует жизнью во время родов или ребенок может родиться слепым. Наибо­ лее сильным средством, вызывающим скорейшее разрешение от бремени, яв­ ляется камлание над роженицей. Далее автор описывает связанные с процессом родов действия и процедуру, которой подвергается новорожденный, а так ­ же подробно описывает зыбку и предметы, навешанные над ней. Имя новорожденному выбирается за вы­ пивкой «арачкю (молочная водка). Мальчикам обычно даются грубые зва­ ния, в роде, например, таких: «таш» (камень), «чочко» (свинья) и т. п. Девоч­ кам выбирают более приятные имена: «чачак» (цветок), «сырга» (серьга), «топ- чы» (пуговка), «таначак» (нагрудное укра­ шение) и т. п. Чаще всего на Алтае ре ­ бенку дают имя того, кто первый после его появления на свет войдет в помеще­ ние, где происходили роды, или того, кто подойдет к аилу в момент рождения. Тот, имя которого дается ребенку, дол­ жен что-нибудь подарить матери ново­ рожденного. Телеуты купают новорож­ денных в соленой воде и смазывают овечьим салом или маслом, алтайцы же не моют ребенка, завертывая его в шку­ ру, для того, чтобы «задубело» тело. Описывая наряды ребенка и разные об ­ ряды, какие применяются туземцами при росте ребенка, автор останавливается на практикующихся на Алтае предохрани­ тельных от заболеваний ребенка сред­ ствах. Статья иллюстрируется 6 рисун­ ками. Н. П. Дыренкова в своей статье от­ мечает, что в культе алтайцев и телеут особенно ярко выражено благоговейное отношение к огню вообще и огню очага в особенности, выявляющиеся в почита­ нии хозяина огня «от-аз1», как чистого благодетельного духа. Пламя огня в представлении алтайцев и телеут ри­ суется, как живое, покровительствующее им существо. В культе огня нашли себе отражение и аниматическое и анимисти­ ческое представление об огне и «хозяи­ не» огня. Образ огня всегда антропомор­ фен. Огонь имеет отца и мать, которые его рождают, т.-е. высекают. Далее ав­ тор приводит молитвы огню и передает легенды о происхождении огня. По ле­ генде телеут, птица «корболко» научила людей добывать огонь. Алтайцы отно­ сят происхождение огня ко времени Ой­ рот-Хана, когда гора научила их добы­ вать огонь. Статья снабжена 2 рисунка­ ми: «дорога к божествам огня» и «три очага на свадебном обряде у телеут». Интересно бы проследить, не заимство­ вано ли алтайскими туземцами поклоне­ ние огню у древних народов Ср. Азии до врем ни ислама— «огнепоклонников» (туркестанских зороастрийцев, напри­ мер?), куда культ огня проник из Пер­ сии, через которую из семитической пе­ редней Азии проникло в Туркестан и христианство. Связь Алтая и Туркеста­ на— проблема интересная. Издан сборник прекрасно, со многими таблицами и рисунками. После длительного, двенадцатилетнего перерыва, наконец-то, возобновилось ценное издание «Материалов по этно­ графии», выпускаемых (с 1910 г.) Гос. Русским Музеем в Ленинграде. Из поме­ щенных в первом и втором выпусках Ш-го тома «Материалов» статей остано­ вимся на тех, которые связаны с Си­ бирью. Статья А. Н. Глухова— «Тайэлга» зна­ комит читателя с практикующимся и до сих дней на Алтае своеобразным обря-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2