Сибирские огни, 1927, № 5
рунская— Из алтайских верований и об рядов, связанных с ребенком; В. Г. Бо- гораз— Древние поселения народов в С е верной Евразии и в Америке; Н. П. Ды- ренкова— Культ огня у алтайцев и телеут; С. А. Ратнер-Штернберг— Музейные ма териалы по тлингитскому шаманству, Е. Г. Кагаров— Монгольское «обо» и их этнографические параллели; А. В. Шмидт— К вопросу о происхождении звериного стиля; Л. А. Марварт— Обря довые уборы кашмирских брахманов. Как видно из содержания сборника, две статьи посвящены Алтаю. На них, кЯГ'освещИКШЩх культ и~ббр?Гды сибир ских туземцев, мы и остановимся. Л. Э. Карунская, работавшая на Алтае летом 1924 года, частью в телеутском селении Улус-Черга, частью в улусе алтайцев Адарда, в своей статье «Из алтайских верований и обрядов, связанных с ре бенком» приводит полученный ею путем наблюдений и расспросов интересный материал. По местным верованиям, на пятом не бе живет могущественный «iaiyrbixan*, по милости которого у людей родятся дети. Первым условием семейной жизни является обилие детей. Если у молодой пары долго не рождаются дети, она из «худого» места перебирается на другое, а прежнее жилище разрушают. На почве страстного желания иметь детей суще ствуют различные приметы, сулящие по томство: находка мертвого зайца с це лым черепом или одного только черепа зайца, натирание тела с поясницы вверх пеной, снятой с муравьиной кучи и пр. Внебрачная беременность среди теле- утов считается большим позором, а у алтайцев замечается совершенно другое отношение к беременности до брака. Пе ред наступлением родов молодая жен щина едет к своим родителям за родо выми куклами («амагандар’ами»), покро вительницами домашнего очага; без них она рискует жизнью во время родов или ребенок может родиться слепым. Наибо лее сильным средством, вызывающим скорейшее разрешение от бремени, яв ляется камлание над роженицей. Далее автор описывает связанные с процессом родов действия и процедуру, которой подвергается новорожденный, а так же подробно описывает зыбку и предметы, навешанные над ней. Имя новорожденному выбирается за вы пивкой «арачкю (молочная водка). Мальчикам обычно даются грубые зва ния, в роде, например, таких: «таш» (камень), «чочко» (свинья) и т. п. Девоч кам выбирают более приятные имена: «чачак» (цветок), «сырга» (серьга), «топ- чы» (пуговка), «таначак» (нагрудное укра шение) и т. п. Чаще всего на Алтае ре бенку дают имя того, кто первый после его появления на свет войдет в помеще ние, где происходили роды, или того, кто подойдет к аилу в момент рождения. Тот, имя которого дается ребенку, дол жен что-нибудь подарить матери ново рожденного. Телеуты купают новорож денных в соленой воде и смазывают овечьим салом или маслом, алтайцы же не моют ребенка, завертывая его в шку ру, для того, чтобы «задубело» тело. Описывая наряды ребенка и разные об ряды, какие применяются туземцами при росте ребенка, автор останавливается на практикующихся на Алтае предохрани тельных от заболеваний ребенка сред ствах. Статья иллюстрируется 6 рисун ками. Н. П. Дыренкова в своей статье от мечает, что в культе алтайцев и телеут особенно ярко выражено благоговейное отношение к огню вообще и огню очага в особенности, выявляющиеся в почита нии хозяина огня «от-аз1», как чистого благодетельного духа. Пламя огня в представлении алтайцев и телеут ри суется, как живое, покровительствующее им существо. В культе огня нашли себе отражение и аниматическое и анимисти ческое представление об огне и «хозяи не» огня. Образ огня всегда антропомор фен. Огонь имеет отца и мать, которые его рождают, т.-е. высекают. Далее ав тор приводит молитвы огню и передает легенды о происхождении огня. По ле генде телеут, птица «корболко» научила людей добывать огонь. Алтайцы отно сят происхождение огня ко времени Ой рот-Хана, когда гора научила их добы вать огонь. Статья снабжена 2 рисунка ми: «дорога к божествам огня» и «три очага на свадебном обряде у телеут». Интересно бы проследить, не заимство вано ли алтайскими туземцами поклоне ние огню у древних народов Ср. Азии до врем ни ислама— «огнепоклонников» (туркестанских зороастрийцев, напри мер?), куда культ огня проник из Пер сии, через которую из семитической пе редней Азии проникло в Туркестан и христианство. Связь Алтая и Туркеста на— проблема интересная. Издан сборник прекрасно, со многими таблицами и рисунками. После длительного, двенадцатилетнего перерыва, наконец-то, возобновилось ценное издание «Материалов по этно графии», выпускаемых (с 1910 г.) Гос. Русским Музеем в Ленинграде. Из поме щенных в первом и втором выпусках Ш-го тома «Материалов» статей остано вимся на тех, которые связаны с Си бирью. Статья А. Н. Глухова— «Тайэлга» зна комит читателя с практикующимся и до сих дней на Алтае своеобразным обря-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2