Сибирские огни, 1927, № 5

снять, но что он заснял— частенько не знает. Он забывает спросить у «тутош­ них людей»,— а что это значит и, проявив пластинку дома, ставит под нею свою подпись. Романов близорук, но он верит своей пластинке, которая выдает е го с головой, губит е го второе естество— писателя-об- щественника. Романов не подходит к существу со ­ вершающегося на е го глазах. Он видел когда-то т мную, непонимающую, ни в чем не разбирающуюся деревню, закон­ сервировал ее в своей памяти, нахватался у нее словечек, образов, «настроений» и штампует их сейчас тем же порядком, не считаясь уже с тем, что д ревня давно ушла вперед, что деревни давно не у з ­ нать, что она переросла себя и даже с а ­ мого автора. Автор стоит позади деревни, он мыслит еще 1915, 16 и 17 годами. Он рисует мужика 1924 года еще «довоенны­ ми» красками, в палитру «советских кра ­ сок» он не берет, не доверяя «советскому производству». Романову нужно посмеяться. Ему ну­ жен анекдот, и для анекдота он не сму­ щается брать то, что совсем неанекдо­ тично по своему существу и что п,ри бо ­ лее внимательном анализе в корне своем глубоко, весомо и вполне об ’яснимо, но не в пользу Романова. Романов хихикает над тем, что мужи­ ки разбивают помещичьи усадьбы, эко­ номии, заводы. — «Большой завод-то был? —• 5 недель ломали»... Романов глубоко верит, что мужик р у ­ шит все от своей глупости, от глупой жад­ ности н т. д. и не видит, как сам выдает свое непонимание мужика. П. Романов не любит мужика. Он не­ навидит его, смеется над ним зло. М у ­ жик— дурак, он жулик, он любит ничего не делать, жить за счет другого, не прочь обмануть, напакостить, Он даже крыши на своих домах разобрал, чтобы его счи­ тали за бедняка. И, конечно, мужик ни в чем не разби­ рается, живет чужим умом, за счет ума всяких проходимцев. Мужики прогоняют «неподходящего человека» — председателя сельсовета — только потому, что тот заставил их ра ­ ботать, думать, и выбирают явного ж у ­ лика, который обкрадывал и будет об ­ крадывать, но зато он не тронет их, ос ­ тавит их в мирном прозябании. И это в 1924 году. Ведь это же ложь... Романов не был в деревне, Романов не видел выборов, не чувствовал той борьбы, которая ведется там между новым и отживающим поколе­ ниями. Романов не знает расслоения д е ­ ревни, мужика. Деревня живет всем сво­ им существом, и советский мужик в во­ просах текущего дня разбирается куда лучше П. Романова. Романовские мужи­ ки революции не сделают. У Романова нет героев, у Романова есть имена— Федор, Николай, Ерохин и т. д В них нет ни одной характерной черты, это персонажи для разговора и действия и только, но лиц, которые бы выдвину­ лись, запечатлелись, были бы стержнем рассказа— их нет. К большим недостаткам Романова дол­ жно отнести е го штампованность. Рома­ нов не творит, но штампует свои расска­ зы по известному шаблону. Все они по­ строены д о тоски одинаково, одна и та же формула юмора, движения, резолю­ тивной части. Поэтому читать Романова в одной книге тяжело. Г. П. 11 . Сибирь в энтографических изданиях. Сборник музея антропологии и этно­ графии. VI. Издательство Академии Наук СССР. Ленинград. 1927 г. Цена 4 р. 50 к., стр. 209. Этнографический отдел Государствен­ ного Русского Музея. Материалы по эт­ нографии. Том III. Выпуск первый. Из­ дание Государственного Русского М у ­ зея. Ленинград. 1926. Цена 9 р. 75 коп., стр. 161. Выпуск второй. 1927. Цена 6 р. 25 коп., стр. 117. Этнография. Под редакцией В. Д. Ви- ленского-Сибирякова, проф. Д. А. Золо­ тарева, акад. С. Ф. Ольденбурга, проф. Б. М. Соколова и проф. Л. Я. Штернбер­ га. 1— 2. Главное Управление научными учреждениями (Главнаука). Госиздат. Москва-Ленинград. 1926 г. Цена 4 руб., стр. 376. Издание периодических органов по этнографии, отображающих т у обиль­ ную и разнообразную этнографическую работу, которая ведется на всем про­ странстве Союза, нельзя не приветство­ вать и воздать им должное, хотя бы в краткой библиографической заметке. Си ­ бирь, как и следовало ожидать, занимает подобающее место в этнографических изданиях. Сборник музея антропологии и этно­ графии дал обильный и ценный материал и читается с интересом. В сборнике помещены следующие ста ­ тьи: Л. Я. Штернберг— Культ близнецов в Китае и индийские влияния; Л. Э. Ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2