Сибирские огни, 1927, № 5
снять, но что он заснял— частенько не знает. Он забывает спросить у «тутош них людей»,— а что это значит и, проявив пластинку дома, ставит под нею свою подпись. Романов близорук, но он верит своей пластинке, которая выдает е го с головой, губит е го второе естество— писателя-об- щественника. Романов не подходит к существу со вершающегося на е го глазах. Он видел когда-то т мную, непонимающую, ни в чем не разбирающуюся деревню, закон сервировал ее в своей памяти, нахватался у нее словечек, образов, «настроений» и штампует их сейчас тем же порядком, не считаясь уже с тем, что д ревня давно ушла вперед, что деревни давно не у з нать, что она переросла себя и даже с а мого автора. Автор стоит позади деревни, он мыслит еще 1915, 16 и 17 годами. Он рисует мужика 1924 года еще «довоенны ми» красками, в палитру «советских кра сок» он не берет, не доверяя «советскому производству». Романову нужно посмеяться. Ему ну жен анекдот, и для анекдота он не сму щается брать то, что совсем неанекдо тично по своему существу и что п,ри бо лее внимательном анализе в корне своем глубоко, весомо и вполне об ’яснимо, но не в пользу Романова. Романов хихикает над тем, что мужи ки разбивают помещичьи усадьбы, эко номии, заводы. — «Большой завод-то был? —• 5 недель ломали»... Романов глубоко верит, что мужик р у шит все от своей глупости, от глупой жад ности н т. д. и не видит, как сам выдает свое непонимание мужика. П. Романов не любит мужика. Он не навидит его, смеется над ним зло. М у жик— дурак, он жулик, он любит ничего не делать, жить за счет другого, не прочь обмануть, напакостить, Он даже крыши на своих домах разобрал, чтобы его счи тали за бедняка. И, конечно, мужик ни в чем не разби рается, живет чужим умом, за счет ума всяких проходимцев. Мужики прогоняют «неподходящего человека» — председателя сельсовета — только потому, что тот заставил их ра ботать, думать, и выбирают явного ж у лика, который обкрадывал и будет об крадывать, но зато он не тронет их, ос тавит их в мирном прозябании. И это в 1924 году. Ведь это же ложь... Романов не был в деревне, Романов не видел выборов, не чувствовал той борьбы, которая ведется там между новым и отживающим поколе ниями. Романов не знает расслоения д е ревни, мужика. Деревня живет всем сво им существом, и советский мужик в во просах текущего дня разбирается куда лучше П. Романова. Романовские мужи ки революции не сделают. У Романова нет героев, у Романова есть имена— Федор, Николай, Ерохин и т. д В них нет ни одной характерной черты, это персонажи для разговора и действия и только, но лиц, которые бы выдвину лись, запечатлелись, были бы стержнем рассказа— их нет. К большим недостаткам Романова дол жно отнести е го штампованность. Рома нов не творит, но штампует свои расска зы по известному шаблону. Все они по строены д о тоски одинаково, одна и та же формула юмора, движения, резолю тивной части. Поэтому читать Романова в одной книге тяжело. Г. П. 11 . Сибирь в энтографических изданиях. Сборник музея антропологии и этно графии. VI. Издательство Академии Наук СССР. Ленинград. 1927 г. Цена 4 р. 50 к., стр. 209. Этнографический отдел Государствен ного Русского Музея. Материалы по эт нографии. Том III. Выпуск первый. Из дание Государственного Русского М у зея. Ленинград. 1926. Цена 9 р. 75 коп., стр. 161. Выпуск второй. 1927. Цена 6 р. 25 коп., стр. 117. Этнография. Под редакцией В. Д. Ви- ленского-Сибирякова, проф. Д. А. Золо тарева, акад. С. Ф. Ольденбурга, проф. Б. М. Соколова и проф. Л. Я. Штернбер га. 1— 2. Главное Управление научными учреждениями (Главнаука). Госиздат. Москва-Ленинград. 1926 г. Цена 4 руб., стр. 376. Издание периодических органов по этнографии, отображающих т у обиль ную и разнообразную этнографическую работу, которая ведется на всем про странстве Союза, нельзя не приветство вать и воздать им должное, хотя бы в краткой библиографической заметке. Си бирь, как и следовало ожидать, занимает подобающее место в этнографических изданиях. Сборник музея антропологии и этно графии дал обильный и ценный материал и читается с интересом. В сборнике помещены следующие ста тьи: Л. Я. Штернберг— Культ близнецов в Китае и индийские влияния; Л. Э. Ка-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2