Сибирские огни, 1927, № 5
думаем, если автор преодолеет технику стиха (сейчас она у него явно не удовле творительна) и, убегая от трафарета, ста нет в то же время избегать имажинист ского уклона, он, возможно, сумеет про явить свое дарование и в стихотворной форме. Г. Вяткин. Н. Никандров— «Весельчаки». Изд. «Не дра». М 1927. 207 стр., ц. 1 р. 75 к., тираж 4.000. «Все подробности». Изд. «Недра». М. 1927. 236 стр., ц. 2 р., тираж 4.000. Чем-то старым, затхлым несет от книж- хи Никандрова «Весельчаки». Никандров вытащил из старого сундука свои руко писи и, едва отряхнув пыль, предал их тиснению. Чего т ут нет: царская охранка, рево люционеры 3-го разряда, подпольщики, так кое-что еще. Все это поросло плесенью настолько густо, что из-за этой занавеси не встает прошлого. Лет 10-15 тому назад, может быть, это было и интересно, волнующе, либерально, а сейчас мелко и скучно. Никандров усердно старается до казать, что жандармы были глупы, не остроумны (бегали десятками за подозре ваемыми в уборную в надежде, что подо зреваемый скажет там что-либо соседу), что им нечего было делать и ради этого они выдумывали несуществующие дела, из мухи делали слона и т. д. И все это в повествовательной форме, длинно, растянуто, либерально, без еди ного живого движения человеческой мы сли. Все надуманно, искусственно, совер шенно неправдоподобно, начиная с «бун та» и кончая изумительным изобретением . жандарма. Жандарм, отчаявшись хоть в чем-нибудь уличить «подозреваемого», создает проект штатов 12-ти красавиц— блондинок, брюнеток, рыжих, высоких, низеньких, толстеньких и т. д., надеясь, что одна из них увлечет подозреваемого, и тогда он в руках жандармов. Вторая часть книги посвящена партий цам (!). «Денис и Степан почему-то вздумали нелегально перебраться в Саратов»,— по вествует Никандров и собирает в их ком нату довольно изрядную компанию про вожающих, которых никто не извещал об от ’езде Дениса и Степана (этр называет ся конспирация). «И гости и хозяева, как это резко бро салось в глаза, больше всего боялись мол чания (?) и усиленно старались говорить все. равно о чем». Но, оказывается, у этих 20-30 партий цев нет ничего общего, им нечего гово рить и они находят выход в хохоте. Хо хочут до слез, до колик с вечера до са мого утра, рассуждая патетически о- с о б ственности. Все люди заражены собствен ностью, и собственность губит человека. От нее он никуда не уйдет. Он— раб соб ственности. Вот и все. Больше, пожалуй, и говорить нечего. Единственная вещь, которая запоминает ся— «Бывший студент»— сделано просто и хорошо. Эта вещь имела право быть вы пущенной на свет из старого сундука Ни кандрова. Вторая книжка Никандрова— «Все под робности» более свежа и ближе к жизни, но и она страдает большими недостатка ми. Лучшие вещи: «Горячая», «Во всем дворе первая» и «Береговой ветер». Вся беда Никандрова в том, что он пытается дать, но не дает коллектив, массу. Но никандровская масса мертва, ее нет, она не живет, а за нее ораторствует автор. И это получается неубедительно, фаль шиво, скучно. «Катаклизма» и «Все подробности»— сборник анекдотов из первых дней Фе вральской революции, не связанных в единое целое, но отталкивающих от ре волюции. Вообще, если не «Все», так многие «подробности» излишни. Издание полных собраний сочинений— вещь хорошая, но ведь и классиков мы издаем сейчас «под редакцией» через бэль. шое сито. Почему же здесь издательство не установило того сита, которое избави ло бы читателя от многих ненужных «подробностей». Г. П. Пантелеймон Романов—«Заколдованные деревни»—рассказы. Изд. «Недра». М. 1927. 177 стр. Ц. 1 р. 35 к., тираж 7.000. Пантелеймон Романов-чтисатель, к ко торому критика относится особо проти воречиво. Это зависит, быть может, от того, что сам П. Романов в своем творче стве раздвоился. Он не мог сочетать в од- н<рм художника и гшсателя-общественни- ка. Эти два существа живут самостоя тельно, ..несвязуемо и, в1 зависимости от подхода к П. Романову критики, поду чаются и резкие колебания в оценке его произведений. Естество художника-фотографа значи тельно превалирует над естеством гшса - теля-общественника. ' ’ ’ В тех же «Заколдованных дёревнях» П. Романов дает четкие, художественно яркие, прекрасные по диспозиции фо+о- снимки. Он прекрасно знзет язык, умело' вв ртывает словечки, которые Надолго за поминаются и дают большой сочный ко лорит, не плохо, но не всегда, бросает по следнюю фразу, которая венчает его рас сказ. В этом Романов художник. Но П. Романов больше фотограф, и фо-, тограф близорукий. Он умеет красиво за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2