Сибирские огни, 1927, № 5

имени Доржи Банзарова, а впоследствии материалы были частично опубликованы. За эти же годы Петр Павлович принимал деятельное участие в работах Б у ­ рят-монгольского отдела Иркутского музея, способствуя описанию коллекций. Интересовался Петр Павлович и археологией Прибайкалья. По его указа­ нию некоторые иркутские археологи приступили к обследованию неизвестных ра ­ нее доисторических стоянок, могил и других памятников древности. Бурят-монгольская секция ВСОРГО , принимая во внимание неустанную дея ­ тельность Петра Павловича в деле изучения родного ему народа, в 1925 году из­ брала его своим почетным членом. На одном из юбилейных заседаний, посвящен­ ных 75-ти летаю ВСОРГО , он был избран почетным членом отдела. Умер он на 77 году своей жизни и похоронен у себя на родине в улусе Ул- зэтой. После смерти П. П. осталось много рукописей по вопросам шаманства, фоль­ клора и родословным аларских бурят. Рукописи хранятся в Бурятской секции ВСОРГО и в Бурят-монгольском обществе имени Доржи Банзарова. Несколько слов о душевных качествах Петра Павловича. Он был человеком удивительной доброты и скромности. Он не любил публично высказывать свои мы­ сли по тем или иным вопросам и только в кругу своих друзей делился своими впе­ чатлениями и давал указания. Другая отличительная черта Петра Павловича— это стремление пробудить интерес среди своих сородичей к делу собирания материа­ ла по бурятской старине и фольклору. Этот призыв не остался бесплодным— Бурятия постепенно выделяет из своей среды молодых исследователей. П. ХОРОШИХ . НАУЧНО-ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО П. П. БАТОРОВА. 1. Два варианта о переселении племени Хонгодор из Монголии в Южную Си­ бирь (Зап. ВСОРГО по этн. 889 т. I, В: стр. 134-140). К этому преданию Петр Павлович доставил добавление с двух указов, дан­ ных Бахаку Ирбанову из Иркутской Приказной Избы— один указ дан в 1688 г.„ другой— в 1690 г. 2. Песня о Шано-Баторе (Зап. ВСОРГО по этн. Т. I, в. 2; стр. 45-51, стр. 135-136). 3. Кость Готол. (Там же; стр. 93-94, перевод Затопляева Н. О.). 4. Олянка (Поверие о птице). Записки ВСОРГО 1889 г. Т. 1, в. 2; стр. 125. 5. Булгата-Онгон. (Зап. ВСОРГО по этн. Т. I, в. 2; стр. 124). 6. Буртэ-Убугун (Там же; стр. 125). 7. Почему некоторые буряты не едят селезенки и не бьют лебедей (Там же; стр. 125-126). 8. Предание о переселении из Монголии Бахака Ирбанова и Адая с прочим народом (Запис. П. П. Баторовым, переведено Н. О. Затопляевым. Зап. ВСОРГО по этн. Т. 1, в. 2; стр. 126-130). 9. Народный календарь Аларских бурят. (Этногр. бюллетень № 3 за 1923 г. изд. ВСОРГО) . 10. Легенда о Хара-монголах (Написана совместно с В. И. Подгорбунским— «Сибирская Живая Старина»— 1925 г. В. 3.). 11. Бурулдаин-Гурбун-Сысык (Три Гургулдаева мудреца). (Зап. ВСОРГО по. эти. 1889 г. Т. I, в I; стр. 102-107). 12. Тэнгрин-Хобун-Чингис-Хан и Шудурман (Там же; стр. 102-115). 13. Доной (Там же; стр. 11). 14. Царь шпиц Хан-хурдэ (Там же; стр. 121) 15. Ласточка и пчела (Там же; стр. 122). 16. Перепелка (Там же; стр. 123). 17. Бекас или барашек (Там же; стр. 123-124). 18. Пятна на луне (Там же; стр. 128). 19. Поверие о громе (Там же; стр. 129-130). 20. Происхождение ворожбы на лопатке (Там же; стр. 131). 21. Пальцы-воры (Там же; стр. 132-133). 22. Сирота и желтая собака (Зап. ВСОРГО по этн. Т. I, в. 2; стр. 51-56). 23. Бурятские поверия (Зап. ВСОРГО 1890 г., т. 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2