Сибирские огни, 1927, № 5

видуализма не обойти и художнику пролетариата, художнику-коллективи- сту. А подмена подлинной общественности, питающей художника, суррогатом ее, в виде литературного политикантства, прикрываемого фразами об учебе, не командовании и проч., не принесет ничего, кроме вреда. Если большая, охватывающая эпоху литература придет (а не притти она не может), то выйдет она из индивидуальной лаборатории отдельных худож­ ников, претворивших в себе соки нашей общественности путем углубленной работы над своим внутренним миром (это не только учеба,—одной учебы здесь мало!), при чем групповая принадлежность этих художников в обстанов­ ке диктатуры пролетариата будет иметь нулевое значение. Литература строящегося социализма создается помимо группировок, в обход им, и пока никто не смеет сказать, что он уже пришел к ней или на­ ходится к ней ближе остальных. Подобные утверждения, а тем более присваивание себе всякого рода почетных званий обличает лишь развязную самонадеянное* ь и великую не­ любовь к предмету, полное непонимание его. В заключение—несколько итогов: 1 1. Вся наша литература в целом идет под знаком нее укрепляющейся диктатуры пролетариата и крепнущей стройки социализма. 2. Воздействие этого факта отражают правые попу тчики, уже сделав­ шие определенный вклад в строющуюся литературу эпохи (литературу полно­ ценного творчески-активного реализма, отражающего стройку социализма под гегемонией пролетариата). 3. Народническо-крестьянская литература втягивается в это основное русло не менее сильно. В лице отдельных своих представителей она выходит из своей замкнутости и смыкается с главным течением. 4. Кроме того, крестьянская литература дает целую литературную струю, целиком вливающуюся в основной поток. 5. Громадную чуткость проявляют в этом отношении интеллигентские попутчики, активно участвующие встроительстве большой литературы и сло­ жившие многие необходимые части этого здания, при том отмеченные пе­ чатью полноценного мастерства. 6. Все сказанное об интеллигентских попутчиках целиком относится и к писателям разночинных кругов с тою разницей, что мастерство здесь в об­ щем уступает ценности жизненного материала (натуры). 7. Вся сложность процесса для художника заключае тся в необходимо­ сти выявления тенденций социалицирующейся действительности при макси­ мальном сохранении связи со своим классовым материалом, без познания ко­ торого, без проникновения в который не может быть цельного, органичного реалистического мастерства. 8. Среди пролетарских писателей пока еще очень не много таких, ко­ торые умеют сохранять эту связь в своей художественной работе, умеют предстать перед нами, как подлинные художники. Зачастую выйдя из мещан­ ства, мелкой буржуазии (и мало чем отличаясь в этом отношении от левых попутчиков), многие из них покупают внешнюю цельность идеологии ценой разрыва со своим подлинным классовым материалом, ценой отказа от углу­ бления в него. Отсюда—внутреннее оскудение произведения, искажение об­ раза, падение мастерства, удаление от реалистическою творчества, а следо­ вательно, и от подлинной пролетарской литературы. 9. Наряду с этим крестьянские, разночинные и интеллигентские попут­ чики сплошь и рядом проявляют подобающую подлинным художникам серьез­ ность в подходе к своему материалу, неторопливость обобщений, которая является необходимым условием углубленного проникновения в материал; блю- i f

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2