Сибирские огни, 1927, № 5
Как социализм не может быть построен руками одной партии, так и ху - дожество творчески-активного реализма может быть отыскано и осуществле но лишь усилиями всех художников, честно и искренно ищущих до конца овладеть нашей строящейся действительностью с помощью художественных образов. Направление этого процесса всецело определяется направлением хозяй ственного и бытового строительства. Оно будет желательным для класса-геге мона при условии, что командные высоты хозяйства и политики находятся з его руках. Ибо отсюда осуществляет рабочий класс и его партия гегемонию над всеми областями жизни, в том числе и над литературой. Подмена этог> действительного руководства, осуществляемого с командных высот, с капи танской рубки, попытками руководить литературой с палубы, т.-е. путем «ге гемонии» той или иной литературной группы, искусственно монополизировав шей название пролетарской, неминуемо превратится в литературную склоку, в мелкое крохоборчество литературной свары, в которой «гегемон» недоста точно авторитетный, чтобы с успехом играть самонадеянно взятую на себя роль, неизбежно должен прибегать к администрированию и политикантству, чтобы хоть как-нибудь удержаться на поверхности, хоть по-видимости, не 1 ударить лицом в грязь. Рассмотрение литературной продукции всех наличных у нас групп ярко говорит о том, во-первых, что ни одна из этих групп ни по значительности, ни по характеру своих произведений не осуществила еще того, что можно было бы по справедливости назвать литературой, охватывающей эпоху, и, во- вторых, что отдельные черты такой литературы начинают явно проступать наружу; но творятся они в разных группах одновременно, и решить, какой именно группе принадлежит часть наибольшего вклада, еще не представляет ся возможным, если только мы не заменяем требования полноценной реали стической образности снисходительным послаблением в сторону обнаженной «идеологии». Опора на особую административно-литературную группировку, консер вирование в некой литературной касте, авансом присвоившей себе название «пролетарской», некая классовая страховка на «аристократизм» путем на клеивания на себя «аристократического» герба—вот, что губительно для мо лодого движения, вот что способно только затруднить рост и развитие нашей литературы в целом и подлинное выдвижение писателей из среды пролетариа та, в частности. При этих условиях разговоры об учебе неизбежно превра щаются в сплошную болтовню. Ибо какая каста учится чему бы то ни было? Каста избавлена от необходимости учиться. Вместо- этого, она не прочь по учить других. А между тем, литературная учеба так же отличается от всякой другой учебы, как сотворчество художника отличается от сотрудничества технического спеца. Для восприятия всякого художника и пролетарского, в частности, необходима атмосфера большой внутренней свободы в выборе путей, непредвзятости творческого самоопределения, отдача себя внутреннему развитию образного материала, согласно его сложной внутренней природе и без постановки ему заранее заданных целей. Словом, гут необходима та безоглядная отданность личности своим соб ственным творческим путям, без которой вообще не может быть никакого художества,—ни дворянского, ни буржуазного, ни пролетарского. Художник по природе своей— общественник, тем более художник под нимающихся классов. Общественность— это пища его, питье и воздух, кото рым он дышит. Но усваивать эту пищу, питье и кислород, полученные от об щественной среды, организм художника может только самостоятельно. Тут вступает в силу момент индивидуальный. Этого здорового творческого инди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2