Сибирские огни, 1927, № 5

слоев, присваивая себе «пролетарское» звание зачастую лишь на основе от- четливо-выговариваемых общественных лозунгов, живым творчеством не под­ крепленных, а то и попросту опираясь на голую принадлежность к литера­ турной организации с соответствующим названием. В ожидании прихода в большую литературу писателя из пролетарских слоев, который уже идет, мы, наряду с подпольными пролетарскими и художе­ ственно-значительными произведениями, как «Цемент»—Гладкова, повести Ляшко, Новикова-Прибоя, Фадеева, Фурманова, Серафимовича и Малашкина, предпочтем всматриваться в эпоху через произведения писателей-разночин- цев, пишущих, не гонясь за титулами, но с серьезной заботой о художествен­ ной вдумчивости, чем прибегать к тому же разночинному творчеству, но фальсифицированному под «пролетарскую установку». Ибо в искусстве орга­ ничность является неизбежным мерилом ценности. Другая группа левых попутчиков принадлежит к выдающимся мастерам художественного слова. Именно ею даны образцы, продолжающие традицию большого реалистического мастерства в литературе нашей страны. «Кон­ армия»— Бабеля, «Барсуки»—Леонова, «Трансвааль»— Федина, «Бронепоезд», «Хабу», «Тайное тайных»—Вс. Иванова,—в этом все наиболее значительное и стоящее на уровне большого искусства, чем ответила наша литература на требования эпохи. Особенно важным представляется нам то обстоятельство, что именно этими произведениями лучшее наследие дореволюционной лите­ ратуры передается нам, современникам и участникам великой эпохи. В них оно получает свое закономерное развитие и целесообразное применение к новой обстановке в стране. Поэтому говорить об учебе у классиков, минуя достижения попутнической литературы, сколько-нибудь серьезно совершен­ но невозможно, конечно, если только под учебой мы не подразумеваем усвое­ ния голых технических приемов письма. Последнее может быть осуществлено на любом образце, во всех случаях, не давая, однако, никакого творчески- значительного эффекта. Если же речь идет об органическом усвоении насле­ дия, о претворении в себе творческого процесса, при помощи которого вели­ кие мастера прошлого пришли к созданию своих шедевров, то как же можно пренебречь социально-значимой и художественно-выразительной интерпрета­ цией этого процесса, которую мы имеем в творчестве левых попутчиков. Ведь именно в их лице перед нами художники, разрабатывающие творческий про­ цесс большого реализма в современном, продиктованном эпохой, виде. Худож­ ническая непредвзятость, внутренняя свобода, свойственные этой группе, тол­ кает ее на смелые поиски внутреннего мира человека нашего времени. Они не боятся вскрывать тайники, изгибы и уклоны, ибо непрестанно ощущают свою органическую связь с эпохой и ее движущими силами. И те противоре­ чия во внутреннем мире действующих лиц, которые вскрываются в последних рассказах Вс. Иванова, в романе Леонова— «Вор», яркий социальный кон­ фликт в «Трансваале»—Федина, говорят нам прежде всего о том, что лите­ ратура наша стала достаточно зрелой для того, чтобы безбоязненно погру­ жаться в гущу жизни, собирать все характерное, яркое и общественно-зна­ чительное с самого ее дна и выносить это на широкий и всесторонний суд об­ щественного человека. Должны ли мы требовать от такой литературы, совер­ шающей огромной важности общественное дело, чтобы она занималась им под прикрытием поспешно усвоенных лозунгов, не выведенных последовательно из конкретного жизненного матерьяла, а заранее пришпиленных извне и по­ тому сужающих общественную значительность художественного образа? Не­ ужели необходимо, чтобы в «Трансваале» кулак был наказан, а добродетель обижаемых им крестьян восторжествовала? Разве недостаточно и того, что образ кулака дан там с такой предельной внушающей четкостью, которая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2