Сибирские огни, 1927, № 5
слоев, присваивая себе «пролетарское» звание зачастую лишь на основе от- четливо-выговариваемых общественных лозунгов, живым творчеством не под крепленных, а то и попросту опираясь на голую принадлежность к литера турной организации с соответствующим названием. В ожидании прихода в большую литературу писателя из пролетарских слоев, который уже идет, мы, наряду с подпольными пролетарскими и художе ственно-значительными произведениями, как «Цемент»—Гладкова, повести Ляшко, Новикова-Прибоя, Фадеева, Фурманова, Серафимовича и Малашкина, предпочтем всматриваться в эпоху через произведения писателей-разночин- цев, пишущих, не гонясь за титулами, но с серьезной заботой о художествен ной вдумчивости, чем прибегать к тому же разночинному творчеству, но фальсифицированному под «пролетарскую установку». Ибо в искусстве орга ничность является неизбежным мерилом ценности. Другая группа левых попутчиков принадлежит к выдающимся мастерам художественного слова. Именно ею даны образцы, продолжающие традицию большого реалистического мастерства в литературе нашей страны. «Кон армия»— Бабеля, «Барсуки»—Леонова, «Трансвааль»— Федина, «Бронепоезд», «Хабу», «Тайное тайных»—Вс. Иванова,—в этом все наиболее значительное и стоящее на уровне большого искусства, чем ответила наша литература на требования эпохи. Особенно важным представляется нам то обстоятельство, что именно этими произведениями лучшее наследие дореволюционной лите ратуры передается нам, современникам и участникам великой эпохи. В них оно получает свое закономерное развитие и целесообразное применение к новой обстановке в стране. Поэтому говорить об учебе у классиков, минуя достижения попутнической литературы, сколько-нибудь серьезно совершен но невозможно, конечно, если только под учебой мы не подразумеваем усвое ния голых технических приемов письма. Последнее может быть осуществлено на любом образце, во всех случаях, не давая, однако, никакого творчески- значительного эффекта. Если же речь идет об органическом усвоении насле дия, о претворении в себе творческого процесса, при помощи которого вели кие мастера прошлого пришли к созданию своих шедевров, то как же можно пренебречь социально-значимой и художественно-выразительной интерпрета цией этого процесса, которую мы имеем в творчестве левых попутчиков. Ведь именно в их лице перед нами художники, разрабатывающие творческий про цесс большого реализма в современном, продиктованном эпохой, виде. Худож ническая непредвзятость, внутренняя свобода, свойственные этой группе, тол кает ее на смелые поиски внутреннего мира человека нашего времени. Они не боятся вскрывать тайники, изгибы и уклоны, ибо непрестанно ощущают свою органическую связь с эпохой и ее движущими силами. И те противоре чия во внутреннем мире действующих лиц, которые вскрываются в последних рассказах Вс. Иванова, в романе Леонова— «Вор», яркий социальный кон фликт в «Трансваале»—Федина, говорят нам прежде всего о том, что лите ратура наша стала достаточно зрелой для того, чтобы безбоязненно погру жаться в гущу жизни, собирать все характерное, яркое и общественно-зна чительное с самого ее дна и выносить это на широкий и всесторонний суд об щественного человека. Должны ли мы требовать от такой литературы, совер шающей огромной важности общественное дело, чтобы она занималась им под прикрытием поспешно усвоенных лозунгов, не выведенных последовательно из конкретного жизненного матерьяла, а заранее пришпиленных извне и по тому сужающих общественную значительность художественного образа? Не ужели необходимо, чтобы в «Трансваале» кулак был наказан, а добродетель обижаемых им крестьян восторжествовала? Разве недостаточно и того, что образ кулака дан там с такой предельной внушающей четкостью, которая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2