Сибирские огни, 1927, № 5
создаются, да и сама его поэзия есть противоядие против них. И, во-вторых, правый крестьянский попутчик Есенин сделал для понимания эпохи, для лю бовного' проникновения в нее больше многих и многих пролетарских поэтов,; а поэзия его вошла неот’емлемой и ценной частью в сокровищницу нашей ; строящейся и стремящейся реалистически отразить эпоху литературы. Более того, у нас есть основание полагать, что и другие представители этой группы (Клычков, Орешин, Вяч. Шишков) дают в этой области гораздо больше, чем это кажется на поверхностный взгляд. Обстоятельство это неиз менно обнаруживается при сколько-нибудь углубленном подходе, которого их произведения требуют по праву. Мы не останавливаемся на той части наших крестьянских писателей, чья неразрывная связь со строительством пролетариата говорит сама за себя. Наличие в этой группе таких замечательных мастеров, как Чапыгин, и богатой поросли талантливого писательского молодняка в лице Акульшина, Заводовского, Караваевой, Ветрова и др., говорит о ее богатой жизненности, глубоко уходящей корнями в крестьянские пласты нашей страны, но уже до росшей до пролетарской городской культуры. Отметим только, что на пути этого восхождения молодым писателям этой группы приходится считаться с одной опасностью: опасностью слишком поспешного идеологического обобщения при отрыве от своего классового кре стьянского материала. Только органическое претворение последнего, только непосредственное выведение идеологических обобщений из него может обес печить творчеству художественность, а социальной его стороне— полный удельный вес. Пример таких относящихся сюда писателей, как Демидов, сначала дав ший значительную книгу «Жизнь Ивана», а потом—сумбурный и топорный роман «Вихрь», или Доронин, перемежающий в своих поэмах свежие цветы лирики «кумачевыми» полосами шаблонной агитки, говорят о том, что не всеми писателями этой группы указанная опасность осознана. Перейдем к левым «попутчикам». Среди них мы видим две основные группы, отчетливо различные по ха рактеру творчества. Одна идет от матерьяла, другая— от мастерства. «Октябрь»—Яковлева, «Перегной» и «Виринея»—Сейфуллиной, «Чер ноземье»— Низового, «Колокола»—Евдокимова, повести Никандрова, рас сказы Губера—все эти произведения об’единены одним: в основе их лежит факт, фигурирующий здесь в качестве самодовлеющей натуры. Мастерство писателя сознательно призвано обслуживать его потребность быть доведен ным до нашего восприятия с наибольшей степенью выразительности. Факт быта или факт психологии, едва над бытом подымающейся, вот что владеет вниманием этих писателей. Понятно, между ними есть большие градации как в отношении поглощенности матерьялом, так и в степени одаренности. Одна ко, нас интересует здесь не это. Наше внимание привлекает в данный момент тот факт, что «натурализм» этих писателей, их отправление от предмета изображения, для которого мастерство культивируется, как средство, как нельзя более роднит эту группу с основной массой тех писателей, которые именуют себя пролетарскими. Явление это вполне понятно. Для искусства по дымающихся, но еще не завоевавших культуру классов, характерна насыщен ность жизненным материалом, при сравнительно умеренной его обработке. Вот почему она наблюдается и у пролетарских писателей, и у известной части крестьянских попутчиков, и у той группы попутчиков интеллигентских, о ко торой мы говорим. Последние, но нашему убеждению, являются группой писа- телей-разночинцев. Они примыкают к пролетарским писателям тем теснее, что значительная часть последних пока что вербуется также из разночинных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2