Сибирские огни, 1927, № 5

По истечении трех дней к народу неожиданно явился один из младших Бурханов, в сопровождении молодой красивой девицы. Под’ехав к толпе собравшихся зайсанов (родовых старшин), он громко приветствовал послед­ них троекратным «иакши». Затем Бурхан во всеуслышание стал пропове­ довать, говоря: «Кто верует, гляди на солнце и луну. Почитай Ойрота! Он был, есть и будет, он бессмертен. Ойрот скоро придет к вам, если будете в него веровать и исполнять то, что я вам сейчас скажу. Прежде всего выберите из своей среды князя. Пусть он возьмет с вас клятву в беспрекословном послушании... Деньги и порох отдайте мне для уничтожения. Среди вас в обращении будут другие деньги. Если сомневаетесь в справедливости моих последних слов, то эта девица покажет вам ваши настоящие деньги». По данному Бурханом знаку девица трижды ударила плетью о камень и достала из-под камня горсть серебряных монет, с изображением на них дракона. «Вот вам деньги»,—торжественно заявил Бурхан. Присутствующие низко поклонились, но некоторые из новокрещенных от этого уклонились и сказали, что русские актеры могут делать более по­ разительные вещи. За такое замечание, как за грубую дерзость, новокре­ щенных привязали к деревьям и жестоко пороли плетьми до тех пор, пока истязуемые не отказались от своей веры и не приняли в знак своего отрече­ ния благословение от Бурхана. После этого всенародно был выбран князем богатый калмык, Кейтык Елбуд-ин. На другой день все присутствующие видели знамение или чудо от главного Бурхана, скрывавшегося на вершине горы. На вершине горы раз­ дался оглушительный взрыв, земля дрогнула и все увидели густой столб, под­ нимавшегося кверху дыма. Такова история бурханизма, на основании рассказов, циркулирующих среди алтайцев. III. Борьба бурханистов с шаманами. Последователи бурханизма и их представители, Чет Челпан с дочерью, Ескоре попали в руки к русской администрации, которая возбудила против них в свое время нашумевший судебный процесс*). Нами было упомянуто таинственное имя—Ойрот. Книжное предание говорит, что самыми верными ратниками при Чингиз-хане были два поко­ ления—Ойрот и Манхут**). С этими именами как у алтайцев, так и у мон­ голов связываются их вожделения, их политические мечты. Все азиатские племена наяву и во сне бредят своим Ойротом. Но фактически бурханизм, главным образом, охватил Алтай другой своей стороной— чисто религиозной. В основу вероучения бурханизма легли немногие доктрины буддизма и доктрины позднейшего учения северных монголов-ламаитов, а также не­ которые элементы старого шаманства. Слово «бурхан» буддийского происхождения. Это слово появилось вскоре после смерти Будды и означает изображение божества. Северный *) История этого процесса рассказана в статье Н. Бакая— «Легендарный Ой- рот-Хан». («Сиб. Огни», 1926 г., № 4, стр. 1 1 7 — 124). **) Г. Н. Потанин— «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе», Москва, 1899 г., стр. 298. См. также книгу Вербицкого— «Алтайские инородцы», М., 1893, стр. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2