Сибирские огни, 1927, № 5

«Табаку не курить, а если кто не может воздержаться от этой привыч­ ки, пусть к табаку подмешивает две части березовой коры». «Убейте всех кошек и никогда впредь не допускайте их в свои юрты». «Не рубите сырой лес». «Не колите в пищу молодого скота». «Не ешьте крови животных». «При встрече говорить друг другу «иакши» (хорошо) и ничего нового не спрашивайте, как это делалось у вас раньше». «Каждое утро и каждый вечер брызгайте вверх и на все четыре сто­ роны молоко». «Поставьте внутри юрты и у дверей и в передней части юрты четыре березовых кадильницы и четыре березки». «Жгите в кадильницах вереск». «Не угощайте при встрече друг друга табаком, вместо трубки, давайте веточку вереска и говорите при этом: «иакши». «Бубны камов (шаманов) сожгите, потому что они не от бога, а от Ерлика». «С христианами (с новокрещенными алтайцами) из одной посуды не ешьте». «Дружбы с русскими не ведите и не зовите их «орус», а зовите «чичке пут» (тонконогие)». «Высокая северная белая гора! Долго вы склоняли голову перед ней. Но настало время, когда белая гора нам больше не владыка». «Когда-то все мы были подданные Ойрота и теперь будем знать его одного». «Будем смотреть на русских, как на своих врагов. Скоро придет им конец, земля не стерпит их, расступится, и они все провалятся под землю». «Мы же будем смотреть на солнце и луну, как на своих братьев». «Повесьте на березках ленты пяти разных цветов в знак существую­ щих на земле пяти главных племени пяти главных религий». «Главное ваше знамя—белый и желтый цвета. Эти цвета носите на своих шапках». «У кого есть русские деньги, расходуйте их скорее на покупку пороха, свинца у русских же, а оставшиеся от покупки деньги принесите все ко мне». «Не утаивайте от меня ни копейки. Утаивший провалится вместе с русскими». После этого все три всадника быстро скрылись в горах. О своей таинственной беседе с белыми всадниками Чет Челпан немед­ ленно об’явил своим ближайшим родственникам и знакомым. Во все концы обширного Алтая были посланы гонцы с приглашением собраться в долине Терен, к горе Кырлык, для общего поклонения Белому Бурхану (Ак Бурхан). Через восемь дней с ’ехалось народу числом около четырех тысяч. Приехавшие привезли с собой порох, свинец и разные товары. Около горы, на высоком месте, поставили березы, украсив их лентами пяти цветов. Построили жертвенник для курения вереска. Три дня молились и ждали появления Белого Бурхана. Четырнадцатилетняя дочь Чет Челпана—приемная дочь Челпана (в на­ стоящее время покойная) — исполняла в свое время религиозные обряды у бурханистов. Она—священное лицо «ярлык-чи»—каждый день удалялась на вершину горы для беседы с Белым Бурханом. По возвращении с горы, обычно вечером, передавала народу учение новой религии и предсказывала об имеющих совершиться чудесах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2