Сибирские огни, 1927, № 5

шений в Алтае к русским и большим толчком в развитии бурханизма в свое время служил земельный вопрос. Алтайцы открыто заявляют, что они стесне­ ны русскими заселками, которые отобрали у них самые лучшие места для пастбищ скота и сенокоса. В силу этого, им приходится со своим скотом рас­ кидываться по склонам гор, малоудобным для их занятий. Вопрос земельный, вопрос чисто экономического характера, не давал покоя общественному сознанию алтайцев. Этот вопрос, главным образом, и заставил их переступить границы векового затишья в жизни Западного Алтая. В этом районе несколько раз возникала мысль и созревала решимость просить русское правительство об удалении из Алтая всех русских и о прове­ дении границ их кочевой территории, а в позднейшее время алтайцы послали еще в государственную думу две депутации с просьбой об урегулировании земельного вопроса. Вот те две разнородные причины, которые предшествовали возникнове­ нию в Западном Алтае бурханизма: одна—религиозного характера, а дру­ гая—экономического. Именно они выростили и вызвали к жизни алтайский бурханизм. Проповедники христианства, в лице алтайских миссионеров, за пятьдесят лет перевоспитали сознание алтайца: он пришел к тому убеждению, что на­ стала пора перемены старой шаманской веры на новую. По естественному ходу вещей оставался один шаг к тому, чтобы принять христианство, но алтайцы не могли этого сделать: их уклонило в сторону то недоброжелатель­ ное отношение к русским, которое создалось на почве религиозной нетерпи­ мости и острого земельного вопроса. Отрицательное отношение к христиан­ ству в Алтае началось за несколько лет до возникновения бурханизма и вы­ разилось в упадке цифры крещаемых инородцев. Большое влияние на разви­ тие движения имел также закон русского правительства о свободе вероиспо­ ведания. Все это взятое вместе и вызвало среди алтайцев тайные замыслы и тайные желания. Их уловили южные соседи Западного Алтая—монголы и умело использовали для; своей пропаганды. Они ответили настроению алтай­ цев своим буддийским вероучением, окрасив его заманчивыми политическими обещаниями. Благодаря этой пропаганде, в голове алтайцев воскресли давно уснувшие надежды на возрождение ойротского царства. После этого не за­ медлил в жизни Западного Алтая вспыхнуть решительный момент—перемены старой веры на новую: шаманизма на бурханизм. II. Всадник на белом коне. Мне удалось, хотя с большими затруднениями, получить весьма ценные данные по этому вопросу непосредственно от самих алтайцев-бурханистов. Эти данные знакомят с историей возникновения бурханизма и его основными принципами. Передаю рассказ алтайцев «очевидцев» по возможности точно: В один из июльских дней 1904 г. алтаец Чет Челпан об’явил в Алтае, что накануне к нему явился белый конь, а на коне всадник в белом одеянии. Вскоре за этим всадником появились еще двое. Первый всадник стал говорить Чет Челпану что-то на непонятном ему языке. Другие два всадника спеши­ лись и стали переводить на искаженном алтайском языке Чет Челпану не­ понятную речь первого всадника: «Я был и буду во веки веков»,—говорил таинственный всадник. «Я— глава ойротов, что и об’являю вам, ибо время близко...». «Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешная. Через нее воз­ вещу всем алтайцам свои заповеди. Заповеди мои следующие:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2