Сибирские огни, 1927, № 5
шений в Алтае к русским и большим толчком в развитии бурханизма в свое время служил земельный вопрос. Алтайцы открыто заявляют, что они стесне ны русскими заселками, которые отобрали у них самые лучшие места для пастбищ скота и сенокоса. В силу этого, им приходится со своим скотом рас кидываться по склонам гор, малоудобным для их занятий. Вопрос земельный, вопрос чисто экономического характера, не давал покоя общественному сознанию алтайцев. Этот вопрос, главным образом, и заставил их переступить границы векового затишья в жизни Западного Алтая. В этом районе несколько раз возникала мысль и созревала решимость просить русское правительство об удалении из Алтая всех русских и о прове дении границ их кочевой территории, а в позднейшее время алтайцы послали еще в государственную думу две депутации с просьбой об урегулировании земельного вопроса. Вот те две разнородные причины, которые предшествовали возникнове нию в Западном Алтае бурханизма: одна—религиозного характера, а дру гая—экономического. Именно они выростили и вызвали к жизни алтайский бурханизм. Проповедники христианства, в лице алтайских миссионеров, за пятьдесят лет перевоспитали сознание алтайца: он пришел к тому убеждению, что на стала пора перемены старой шаманской веры на новую. По естественному ходу вещей оставался один шаг к тому, чтобы принять христианство, но алтайцы не могли этого сделать: их уклонило в сторону то недоброжелатель ное отношение к русским, которое создалось на почве религиозной нетерпи мости и острого земельного вопроса. Отрицательное отношение к христиан ству в Алтае началось за несколько лет до возникновения бурханизма и вы разилось в упадке цифры крещаемых инородцев. Большое влияние на разви тие движения имел также закон русского правительства о свободе вероиспо ведания. Все это взятое вместе и вызвало среди алтайцев тайные замыслы и тайные желания. Их уловили южные соседи Западного Алтая—монголы и умело использовали для; своей пропаганды. Они ответили настроению алтай цев своим буддийским вероучением, окрасив его заманчивыми политическими обещаниями. Благодаря этой пропаганде, в голове алтайцев воскресли давно уснувшие надежды на возрождение ойротского царства. После этого не за медлил в жизни Западного Алтая вспыхнуть решительный момент—перемены старой веры на новую: шаманизма на бурханизм. II. Всадник на белом коне. Мне удалось, хотя с большими затруднениями, получить весьма ценные данные по этому вопросу непосредственно от самих алтайцев-бурханистов. Эти данные знакомят с историей возникновения бурханизма и его основными принципами. Передаю рассказ алтайцев «очевидцев» по возможности точно: В один из июльских дней 1904 г. алтаец Чет Челпан об’явил в Алтае, что накануне к нему явился белый конь, а на коне всадник в белом одеянии. Вскоре за этим всадником появились еще двое. Первый всадник стал говорить Чет Челпану что-то на непонятном ему языке. Другие два всадника спеши лись и стали переводить на искаженном алтайском языке Чет Челпану не понятную речь первого всадника: «Я был и буду во веки веков»,—говорил таинственный всадник. «Я— глава ойротов, что и об’являю вам, ибо время близко...». «Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешная. Через нее воз вещу всем алтайцам свои заповеди. Заповеди мои следующие:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2