Сибирские огни, 1927, № 5

Бурханизм в Западном Алтае А. В. Анохин. /. Причины, вызвавшие бурханизм. Тюрки Западного Алтая стали известны сибирской летописи только в начале XVII столетия. В то время, как все окружающие их племена— киргизы, телеуты, телен- гиты, шорцы— вели войны с русскими казаками, дзюнгарскими ханами и между собой, отстаивая свою самостоятельность,— туземцы, ойротцы Запад­ ного Алтая от всего этого стояли совершенно в стороне (первые насельники этого района, те же русские казаки, русские раскольники, впоследствии пред­ ставители рудного и горно-заводского дела, шаг за шагом заселяли Алтай, без оружия покоряя это мирное племя). Отсутствие у алтайцев боевой инициати­ вы и всякой склонности к борьбе дало возможность в половине XVIII столетия русской колонии заселить самые центральные места Алтая—Уймой и Бухтар- му. В то время в этих местах нашли себе приют русские раскольники и люди, недовольные порядками на Руси. «Это была сибирская сечь. Она удачно отражала, в случае нужды, нападение казачьих войск и китайцев, но жила обычными занятиями сибирского крестьянина»,— говорит исследователь Алтая, покойный С. И. Гуляев. Кроткая пастушеская душа алтайца мирилась с резкими переменами в своей политической и общественной жизни. Давая русскому чуждому элементу лучшие для заселения места до своего перехода и после перехода в русское подданство, Алтай оставался верен своим нацио­ нальным и религиозным традициям, и до последних дней нашего времени, как видно из его летописи, не проявлял признаков разлада с русским правитель­ ством и своими соседями-колонистами. Бурханизм—новое религиозное веяние, возникшее в 1904 г.,—в жизни западных алтайцев является первым обнаружением самостоятельности этого народа. С ним пришлось вести счеты местной администрации и русскому ду­ ховенству, как с фактом большой важности. К этому были свои причины. Алтайцы означенного района с незапамятных времен держались шама­ низма. С пятидесятых годов прошлого столетия в этот район Алтая направи­ ла свою деятельность православная алтайская миссия. Фанатизм шаманизма не давал возможности миссии плодотворно действовать среди алтайцев. Общая замкнутость алтайцев и строгое оберегание старых вековых устоев поставили шаманизм во враждебное отношение к миссии, а последнее обстоятельство, в свою очередь, ослабило терпимость ко всему тому, что но­ сит характер русского. Кроме того, к усилению недоброжелательных отно­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2