Сибирские огни, 1927, № 5
При наличии сырьевых и энергетических ресурсов для развития бумаж ной промышленности, а также в виду благоприятной кон’юнктуры рынка, Промплан признал, наконец, необходимым открытие в Сибири 2-ой бумаж ной фабрики. Следует также отметить рост в Сибири таких отраслей производства, которые должны, естественно, развиться в связи с общим поступательным движением ее народного хозяйства и ростом товароборота. Сюда необходи мо отнести: 1) маслобойную промышленность, которая должна развиться, в виду ввоза из Зап. Китая хлопкового масла; 2) мукомольную, как результат увеличения посевной площади и потребления хлеба; 3) холодильное дело (про дукты животноводства) и 4) лесопильное производство, как результат имею щего усилиться строительства. V. Туркестано-Сибирская жел. дорога, как одна из артелей в грузооборо те, увеличит протяжение наших железнодорожных путей, которыми мы чрез вычайно бедны. А ведь пути сообщения являются одним из основных рыча*- гов в росте культуры вообще и приобщении к ней отставших в историческом развития народов—в частности. Насколько Союз ССР отстал по обслужен- ности жел.-дор. сетью населения, это видно из того, что из 17-ти европей ских стран и Америки мы по протяжению ж.-д. сети стоим на последнем месте (коэффициенты обслуженности, исчисленные по формуле Энгеля). В 1923 году коэффициент обслуженности в СССР равнялся 1,50, в то время, как для Великобритании с Германией он равнялся 11,80, Германии 10,90, Франции 11,50, Бельгии 23,00, Швейцарии 14,30, С.-А. С. Ш. с Аляской 12,80, Швеции 9,33, Канаде 7,15. Мы близко подходим лишь к Бразилии— 1,72*). Если взять только Европейскую часть СССР, отбросивши пустынные районы Северо-Востока, то и в таком случае получится коэффициент обслу женности около 3-х, что также ставит наш Союз на одно из последних мест среди указанных государств. Проводимая дорога, без сомнения, в значительной степени усилит рост железнодорожного строительства в Союзе. Прорезывая горы, безбрежные степи и плодородные долины, она произведет полный переворот в культуре, экономике и социальной жизни тех народов, по территории которых прой дет. Насколько низкий культурный уровень наблюдается среди населения Туркмении, это можно видеть из следующих слов доклада зам. предс. ЦИК ТуркСОР тов. Назарова о туркменизации советского аппарата в президиуме Совета национальностей Союза ССР («Изв. ЦИК’а», от 20 авг. с. г.). «Из общего количества жителей, населяющих ТуркССР, 1.030 тыс. чел., из коих 77 проц. составляют туркмены, лишь 9 проц. приходится на на селение городов и 2,4 проц.—на население фабрично-заводских и промышлен ных местечек. Аульное население составляет, таким образом, 88,6 проц. все го числа населения Туркмении. К этому нужно прибавить, что преобладающим населением городов является население нацменьшинств (русские, узбеки, персы и т. д.). Число грамотных туркменов составляет всего 3 проц. по отношению ко всему числу туркменов. Охват школами детей туркменов составляет 5,2 проц. числа де тей, в то время как детей русских охвачено 33 проц., армян— 44 проц., азер байджанцев — 13,1 проц.». Из этих слов тов. Назарова можно сделать вывод почти о полной без грамотности туркменского населения. *) «Перспективы развертывания нар. хозяйства С С С Р на 1926-27— 30-31 г.»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2