Сибирские огни, 1927, № 5
При наличии резкой диспропорции между сельским хозяйством и про мышленностью в Сибири Туркестано-Сибирская жел. дорога будет способ ствовать росту товарности сибирского с. х., а также росту товарооборота с определеными районами и странами на основе развивающейся инду стриализации. Промплан ВСНХ РСФСР, рассмотрев 5-ти летний план промышленности Сибкрая, нашел, что большой спрос Сибкрая на с.-х. машины, в связи с край ней нерентабельностью последних и наличием в них большого количества де ревянных частей, а также необходимостью приспособления конструкции этих машин к свойствам почвы, типам хозяйств и другим местным условиям, дик тует целесообразность постепенного расширения сельско-хозяйственного ма шиностроения в Сибири до пределов емкости сибирского, западно-китайского, северо-казакстанского и пограничных частей дальне-восточного рынка. Про дукцией же Урала должна снабжаться лишь часть территории Сибири, непо средственно тяготеющая к Уралобласти. Исключение представляет проблема снабжения Сибири сложными уборочными машинами, решение которо:* должно быть согласовано с проектируемой постройкой завода в Ростове-на- Дону. По вопросу о металлургическом производстве в Сибири Промплан ВСНХ РСФСР вынес следующее постановление: «Принимая во внимание, что цен тральным вопросом в деле индустриализации Сибири, является вопрос о по стройке на территории края металлургического завода, без чего достаточное и бесперебойное снабжение металлопромышленности и соприкасающихся с ней областей народного хозяйства Сибкрая может встретить серьезные за труднения, признать постройку металлургического завода в Тельбесе перво очередной задачей, при чем к осуществлению подготовительных мероприя тий (составление окончательного проекта завода, постройка жел. дор. и пр.) должно быть приступлено с начала будущего же (27-28) операционного года». Дорога даст сильный толчок развитию в Сибири, помимо металлургиче ской промышленности, также и текстильной. Этому будет благоприятство вать близость провоза средне-азиатского хлопка и шерсти в будущий про мышленный центр Сибири, что удешевит производство текстильных изделий. Насколько в настоящее время стоимость мануфактуры удорожается для Си бири (а, следовательно, и для Зап. Китая), можно видеть из того, что хлопок проходит до Москвы 3.800 клм. из производящих районов, и мануфактура из Москвы до Новосибирска проходит 3.300 клм.; по новой же дороге провоз хлопка покроет расстояние лишь в 3.000 клм. Развитию промышленности в Сибири вообще и текстильной в частности будет способствовать также наличие огромных запасов топлива в Кузнец ком бассейне, наличие химпродуктов в связи с развитием химической про мышленности Кузбаса и, наконец, низкая стоимость продуктов питания для рабочих, что удешевит производство. Насколько значительным темпом будет развиваться текстильная про мышленность в Сибири, сказать трудно. Во всяком случае, постройка тек стильных фабрик может осуществиться не ранее конца следующего пятилетия. Независимо от указанных отраслей промышленности, Промплан ВСНХ РСФСР высказался за постройку в Сибири сахарного завода, механизацию стеклоделательного завода с производительностью в 11.000 тонн оконного стекла и 11.000 тонн бутылочного производства. Высказавшись за дальней шее развитие льнотекстильного дела в Сибири, с увеличением посевов льна, Промплан считает целесообразным постройку в Сибири новой фабрики, ко торая будет производить технические ткани, мешочную тару, брезенты, в чем Сибирь ощущаеть острую потребность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2