Сибирские огни, 1927, № 5

рифа от китайской границы до любой станции железных дорог СССР. На­ сколько может быть значительным грузооборот по р. Или, можно видеть из того, что в 1914 году он выражался в 1.623 т. п. С навигации тек. года по р. Или предположено движение парохода, что усилит нашу связь с Кульджей. IV. Экономическое значение Туркестано-Сибирской магистрали по отно­ шению к Зап. Китаю, как и по отношению к средне-азиатским республикам,, в весьма значительной степени определяется развитием производительных сил Сибирского края. Взаимозависимость между ростом культурно-хозяй­ ственной жизни Сибирского края и указанными странами сама собой выте­ кает из той исторической роли Сибири в народно-хозяйственной жизни Со­ юза, которая должна сохраниться за ней в будущем, с ростом индустриали­ зации. Этому последнему в сильной степени будет содействовать проведение Туркестано-Сибирской жел. дороги. Дорога будет способствовать не только росту грузооборота и торговли в тех районах, по которым она пройдет, но она будет в сильнейшей степени способствовать развитию их производительных сил. Оседание денежной мас­ сы в указанных районах в виде заработка по постройке дороги, а в дальней­ шем, при ее эксплоатации, что увеличивает покупательную способность на­ селения, рост этого последнего (колонизация и прилив рабочих на построй­ ку), расширение посевной площади и рост местной промышленности, как ре­ зультат увеличения спроса на хлеб и промтовары, и, наконец, повышение об­ щего экономического благостостояния населения, как следствие увеличения заработка и повышения товарности сельского хозяйства, — все это, взятое вместе, будет результатом того сильного, могучего толчка, который даст про­ водимая дорога экономически и территориально тяготеющим к ней районам. Естественно поэтому, что повышенный спрос на товары среди населе­ ния, проживающего в сфере влияния дороги, должен ускорить намечающийся в настоящее время процесс индустриализации Сибири, в основу которой должно быть положено разрешение урало-кузнецкой проблемы. Сибирь долж­ на стать промышленным центром, обслуживающим те районы, которые бу­ дут получать от нее товары по более дешевым ценам по сравнению с товара­ ми, до сего времени ввозимыми из промышленных центров Союза (по ту сто­ рону Урала). Только в этой перспективе необходимо рассматривать торго­ влю Союза с Зап. Китаем с проведением Туркестано-Сибирской жел. дороги. Средняя Азия и Зап. Китай, как сырьевая и животноводческая база, будут снабжать Сибирь необходимым ейдля переработки сырьем (хлопок, шерсть, кожи и т. д.). Из Сибири они будут получать промышленные изделия. Не следует, однако, преувеличивать возможности быстрой индустриа­ лизации Сибири, а также ее роли в качестве поставщика товаров для Зап. Китая, как равно и для Средней Азии и, наконец, Далькрая, где, благодаря вы­ сокой цене на товары советского производства (из центра), в сильной степе­ ни развита контрабанда с иностранными товарами (китайскими и японскими по преимуществу). Несмотря на наличие целого ряда факторов, благоприят­ ствующих индустриализации Сибири (огромные запасы топлива, сравнитель­ ная близость сырьевых районов, пути сообщения), все же на быстрый рост промышленного развития Сибирского края рассчитывать не приходится. Это последнее должно быть поставлено в связь с отсутствием финансовых воз­ можностей, которые позволили бы развернуть широкое промышленное стро­ ительство в Сибири. Слабое развитие промышленности в крае в прошлом тре­ бует не восстановления основного капитала по той или другой отрасли про­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2