Сибирские огни, 1927, № 5
рифа от китайской границы до любой станции железных дорог СССР. На сколько может быть значительным грузооборот по р. Или, можно видеть из того, что в 1914 году он выражался в 1.623 т. п. С навигации тек. года по р. Или предположено движение парохода, что усилит нашу связь с Кульджей. IV. Экономическое значение Туркестано-Сибирской магистрали по отно шению к Зап. Китаю, как и по отношению к средне-азиатским республикам,, в весьма значительной степени определяется развитием производительных сил Сибирского края. Взаимозависимость между ростом культурно-хозяй ственной жизни Сибирского края и указанными странами сама собой выте кает из той исторической роли Сибири в народно-хозяйственной жизни Со юза, которая должна сохраниться за ней в будущем, с ростом индустриали зации. Этому последнему в сильной степени будет содействовать проведение Туркестано-Сибирской жел. дороги. Дорога будет способствовать не только росту грузооборота и торговли в тех районах, по которым она пройдет, но она будет в сильнейшей степени способствовать развитию их производительных сил. Оседание денежной мас сы в указанных районах в виде заработка по постройке дороги, а в дальней шем, при ее эксплоатации, что увеличивает покупательную способность на селения, рост этого последнего (колонизация и прилив рабочих на построй ку), расширение посевной площади и рост местной промышленности, как ре зультат увеличения спроса на хлеб и промтовары, и, наконец, повышение об щего экономического благостостояния населения, как следствие увеличения заработка и повышения товарности сельского хозяйства, — все это, взятое вместе, будет результатом того сильного, могучего толчка, который даст про водимая дорога экономически и территориально тяготеющим к ней районам. Естественно поэтому, что повышенный спрос на товары среди населе ния, проживающего в сфере влияния дороги, должен ускорить намечающийся в настоящее время процесс индустриализации Сибири, в основу которой должно быть положено разрешение урало-кузнецкой проблемы. Сибирь долж на стать промышленным центром, обслуживающим те районы, которые бу дут получать от нее товары по более дешевым ценам по сравнению с товара ми, до сего времени ввозимыми из промышленных центров Союза (по ту сто рону Урала). Только в этой перспективе необходимо рассматривать торго влю Союза с Зап. Китаем с проведением Туркестано-Сибирской жел. дороги. Средняя Азия и Зап. Китай, как сырьевая и животноводческая база, будут снабжать Сибирь необходимым ейдля переработки сырьем (хлопок, шерсть, кожи и т. д.). Из Сибири они будут получать промышленные изделия. Не следует, однако, преувеличивать возможности быстрой индустриа лизации Сибири, а также ее роли в качестве поставщика товаров для Зап. Китая, как равно и для Средней Азии и, наконец, Далькрая, где, благодаря вы сокой цене на товары советского производства (из центра), в сильной степе ни развита контрабанда с иностранными товарами (китайскими и японскими по преимуществу). Несмотря на наличие целого ряда факторов, благоприят ствующих индустриализации Сибири (огромные запасы топлива, сравнитель ная близость сырьевых районов, пути сообщения), все же на быстрый рост промышленного развития Сибирского края рассчитывать не приходится. Это последнее должно быть поставлено в связь с отсутствием финансовых воз можностей, которые позволили бы развернуть широкое промышленное стро ительство в Сибири. Слабое развитие промышленности в крае в прошлом тре бует не восстановления основного капитала по той или другой отрасли про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2