Сибирские огни, 1927, № 5
По отдельным группам товаров наш экспорт в Зап. Китай превысил экспорт 1913 года (в количественном выражении) по следующим товарам: ке росину (390 тонн в 1913 г. и 594 тонны— в 1925-26 г.), металлоизделиям (360 и 438 тонн), силикатным товарам (82 и 138 тонн). По другим товарам наш экспорт далеко еще не достиг довоенного уровня. Сюда относится текстиль (2.540 и 829 тонн). Экспорт текстиля достиг всего лишь 32 проц. довоенного; сахар (1.164 и 926 тонны)—78 проц.; спички (164 и 53 тонны)—32 проц.; хлеб в зерне, вывезенный в 1913 году в количестве 1.230 тонн, в 1925-26 г. совершенно не вывозился в Зап. Китай (как и в два предшествующих года). Уменьшились во ввозе и другие товары, имеющие второстепенное значение. В количественном выражении наш экспорт в 25-26 году по отношению к 1913 году составляет всего 47 проц. Что касается импорта из Зап. Китая в Союз, то и здесь по отдельным товарам мы видим превышение по сравнению с 1913 годом, а по другим— па дение. Увеличился в 25-26 году ввоз в СССР из Зап. Китая крупного рогатого скота на 63 проц. (6.585 шт. в 1913 году и 10.727 шт. в 25-26 г.); увеличение ввоза лошадей и вьючных животных выразилось в 76 проц. (4.157 шт. и 7.319 шт.), весьма значительно вырос ввоз риса и хлеба в зерне—на 143 %, хотя в абсолютных данных размеры этих последних продуктов не велики (186 и 453 тонны); увеличился, наконец, ввоз пушнины на 11 проц. (860 и 957 тонн). Уменьшился ввоз в СССР из Зап. Китая хлопка. Ввоз хлопка в 25-26 году достиг лишь 38 проц. от ввоза 1913 года; шерсти — 90 проц., мел кого рогатого скота—65 проц., кожсырья— 19 проц., войлока— 5 проц., су хих фруктов— 17 проц., кишек— 46 проц. В количественном выражении наш ввоз из Зап. Китая в 25-26 году со ставляет 85 проц. от ввоза 1913 года. Таким образом, мы имеем пассивный баланс в торговле с Западным Ки таем: больше ввозили из него, чем вывозили. Пассивность торгового баланса имела место и в довоенное время, но тогда соотношение ввоза и вывоза в цен ностном выражении имело меньший разрыв по сравнению с истекшим 25-26 годом. Так, в 1913 году отношение нашего экспорта в Зап. Китай к импорту равнялось 86,1 проц., в то время, как это соотношение для 25-26 го да равняется 59 проц. Туркестано-Сибирская жел. дорога ускорит и удешевит продвижение грузов, идущих из Зап. Китая в Сибирь, и наоборот. Хотя дорога не дойдет до самой границы Зап. Китая, соприкасающейся с границами СССР на про тяжении 1.400 клм., однако, торговые пункты Зап. Китая, через которые про исходит торговля с СССР, будут находиться в сфере влияния дороги. По мне нию НКПС, от новой линии представляется целесообразным соорудить ветви либо к Зайсану, либо к Бахтам (Чугучак), либо, наконец, к Кульдже, но даже к без этих ветвей весь товарооборот через эти пункты не может миновать новой линии. НКПС находит, что к 1931 году грузооборот этих пунктов до стигнет довоенных размеров и выразится, примерно, в 2.340 т. п., или 38,4 тыс. тонн и «бесспорно, что к 1935-36 г. он удвоится, если не утроится, т. к., помимо нашего ввоза, Зап. Китай будет иметь возможность вывозить хлопок, кожи, шерсть, рис и проч.». До сооружения указанных веток от дороги к пограничным таможен ным пунктам Зап. Китая, НКПС находит возможным использовать р. Или, вытекающую из Зап. Китая, как под’ездной водный путь к дороге с надле жащим оборудованием его к моменту окончания постройки дороги пловучим подвижным составом и с установлением прямого водножелезнодорожного та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2