Сибирские огни, 1927, № 5

греки, и арабы, и китайцы, и персы, и монголы, чьи ноги вдоль и поперек про­ шли по прекрасной и плодородной стране, чьи кони и оружие не раз уничто­ жали культурные уголки Туркестана. Много раз опустошаемый край вновь возрождался, благодаря трудолюбию и упорности населения. Седая старина оставила в наследство местным обитателям страны тщательность обработки полей и бережливое использование земли. Издавна в крае существует народ­ ная поговорка «земля принадлежит тому, кто ее оросил». Сельское хозяйство (полеводство и скотоводство), т. о., издавна было главным источником существования населения Туркестана. Разведение хлоп­ ка, как технической культуры, также имеет значительную давность. Амери­ канские семена в хлопководстве стали культивироваться 45 лет тому назад. Крупное хлопководство-плантаторство (от 200 до 600 десятин) пало около 50 лет тому назад, будучи вытеснено мелким, когда хозяйство велось лично ручным способом. С приходом русских в край, большие земельные площади отошли от ханов, беков и др. наследственных правителей, будучи закрепленными за мест­ ным населением на правах частной собственности. Главная доля доходов сарта падала на полеводство. Крупных владель­ цев не было. Участки земли в 14 дес. были уже maximum для отдельного хозяйства. С весны текущего года к постройке дороги уже приступлено. На север­ ном участке происходит укладка временного рабочего пути от Семипалатин­ ска к Сергиополю. Южный участок, представляющий крайне изрезанный и труднопроходимый рельеф, опасный к тому же в сейсмическом отношении (возможность землетрясения), еще и до сих пор не дал возможности выбрать наиболее технически легкий, экономически выгодный вариант будущей доро­ ги. Исследования здесь одновременно велись изыскательскими, техническими партиями и аэрофотоэкспедицией Добролета. Наряду с этими изысканиями на южном участке силами Всесоюзной Академии Наук производится обследова­ ние района дороги в сейсмическом, геологическом и гидрологическом отно­ шениях. В сейсмическом отношении г. Верный (теперь Алма-Ата), через кото­ рый пройдет дорога, издавна считался подверженным опасности. Землетрясе­ ния здесь, начиная с 1887 года, когда город был разрушен до основания, не редки. Правда, после землетрясения 1887 года известный геолог И. В. Мушке­ тов, стоявший во главе экспедиции горных инженеров, исследовавших причи­ ны этого землетрясения, нашел, что последнее было тектонического харак­ тера, как следствие движения горных масс, сдвигов, опускания отдельных ча­ стей. Мушкетов нашел, что неповрежденными землетрясением оказались зда­ ния, воздвигнутые на каменных массивах. Разрушению подвергались дома, стоящие на наносной почве. Верный был оставлен на старом месте, но были изданы правила о постройке в нем только деревянных зданий по особой конструкции. В 1910 году Верный пережил одно из самых сильных землетрясений, со­ хранившихся в памяти людей. Город, однако, остался неповрежденным. Раз­ рушались дома лишь с глиняными стенами. Мушкетов оказался прав. После этого землетрясения другой геолог Богданович, изучая его, нашел, что в даль­ нейшем удары будут происходить южнее, так как север становится устой­ чивее. Джетысуйский губисполком поэтому вполне прав, доказывая возмож­ ность и необходимость проведения дороги через Алма-Ату, как администра­ тивный и культурный центр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2