Сибирские огни, 1927, № 5
греки, и арабы, и китайцы, и персы, и монголы, чьи ноги вдоль и поперек про шли по прекрасной и плодородной стране, чьи кони и оружие не раз уничто жали культурные уголки Туркестана. Много раз опустошаемый край вновь возрождался, благодаря трудолюбию и упорности населения. Седая старина оставила в наследство местным обитателям страны тщательность обработки полей и бережливое использование земли. Издавна в крае существует народ ная поговорка «земля принадлежит тому, кто ее оросил». Сельское хозяйство (полеводство и скотоводство), т. о., издавна было главным источником существования населения Туркестана. Разведение хлоп ка, как технической культуры, также имеет значительную давность. Амери канские семена в хлопководстве стали культивироваться 45 лет тому назад. Крупное хлопководство-плантаторство (от 200 до 600 десятин) пало около 50 лет тому назад, будучи вытеснено мелким, когда хозяйство велось лично ручным способом. С приходом русских в край, большие земельные площади отошли от ханов, беков и др. наследственных правителей, будучи закрепленными за мест ным населением на правах частной собственности. Главная доля доходов сарта падала на полеводство. Крупных владель цев не было. Участки земли в 14 дес. были уже maximum для отдельного хозяйства. С весны текущего года к постройке дороги уже приступлено. На север ном участке происходит укладка временного рабочего пути от Семипалатин ска к Сергиополю. Южный участок, представляющий крайне изрезанный и труднопроходимый рельеф, опасный к тому же в сейсмическом отношении (возможность землетрясения), еще и до сих пор не дал возможности выбрать наиболее технически легкий, экономически выгодный вариант будущей доро ги. Исследования здесь одновременно велись изыскательскими, техническими партиями и аэрофотоэкспедицией Добролета. Наряду с этими изысканиями на южном участке силами Всесоюзной Академии Наук производится обследова ние района дороги в сейсмическом, геологическом и гидрологическом отно шениях. В сейсмическом отношении г. Верный (теперь Алма-Ата), через кото рый пройдет дорога, издавна считался подверженным опасности. Землетрясе ния здесь, начиная с 1887 года, когда город был разрушен до основания, не редки. Правда, после землетрясения 1887 года известный геолог И. В. Мушке тов, стоявший во главе экспедиции горных инженеров, исследовавших причи ны этого землетрясения, нашел, что последнее было тектонического харак тера, как следствие движения горных масс, сдвигов, опускания отдельных ча стей. Мушкетов нашел, что неповрежденными землетрясением оказались зда ния, воздвигнутые на каменных массивах. Разрушению подвергались дома, стоящие на наносной почве. Верный был оставлен на старом месте, но были изданы правила о постройке в нем только деревянных зданий по особой конструкции. В 1910 году Верный пережил одно из самых сильных землетрясений, со хранившихся в памяти людей. Город, однако, остался неповрежденным. Раз рушались дома лишь с глиняными стенами. Мушкетов оказался прав. После этого землетрясения другой геолог Богданович, изучая его, нашел, что в даль нейшем удары будут происходить южнее, так как север становится устой чивее. Джетысуйский губисполком поэтому вполне прав, доказывая возмож ность и необходимость проведения дороги через Алма-Ату, как администра тивный и культурный центр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2