Сибирские огни, 1927, № 5
торию в 920.900 кв. километров. Часть Казакстана, тяготеющего к железной дороге, занимает площадь в 684.000 кв. клм. Означенная территория в значи тельной своей части занята горными хребтами, которые тянутся от Каспий ского моря до Семипалатинска, распространяя свои цепи далеко вглубь Азии. Горные вершины цепей с их ледниками и вечными снегами питают реки, бе рущие из них начало. Нижние террасы, орошаемые реками, являются пастби щами для скота и для возделывания с.-х. культур. Туркестан был соединен в Россией Средне-Азиатской жел. дорогой, строившейся с 1881 г. до 1899 г. Связь Туркестана с русским рынком еще бо лее усилилась с окончанием постройки Оренбург-Ташкентской жел. дороги в 1906 году. С этого времени Туркестан вступил в непосредственную связь с Средне-Волжским хлебным рынком; вместе с этим был открыт выходе Тур кестан сибирскому хлебу. Связь с нашим рынком, с продвижением в Турке стан промышленных товаров, вызвала рост промышленности сельского хо зяйства. Структура краевого хозяйства стала изменяться, приспособляясь к требованиям нашего рынка, нуждавшегося в сырье. Отсюда естественным стало развитие хлопководства, а также виноградарства и т. д. Много писалось и говорилось при царизме о выходе дороги на Семипа латинск. В 1907 году был отстроен участок Новосибирск—Семипалатинск, а Семиреченская ж. д. была доведена до ст. Бурное. Турккомгоссором в 1921-22 году был отстроен участок Бурное—Аулие-Ата. По инициативе т. Ф. Э. Дзер жинского, линия ж. д. была доведена до Пишпека. В 1925 и 26 г. г. производи лись технические изыскания Пишпек— р. Или и Мерке— Или, а также изыска ния всего пути Семипалатинск— Фрунзе. Из этого перечня отдельных моментов в проведении Туркестано-Сибир ской ж. дорога мы видим, что постройка последней проектировалась и в цар ское время. Однако, на протяжении почти 20-ти лет царское правительство не могло осуществить (в первый раз проект возник в 1900 году) того, что смело проводится в жизнь советским правительством на 10-м году своего су ществования. Пути и цели проведения дороги при царизме и в настоящее вре мя, само собой понятно, разные. Тогда преследовались задачи политического и экономического порабощения средне-азиатских народов и племен, с экспан сией торгово-финансового капитала вглубь Азии; теперь же, с предоставле нием народностям национальной независимости в Союзе с СССР, проведение дороги преследует цели— пробудить производительные силы огромнейшей, отрезанной от мировых путей территории со многими народностями, с приоб щением их к культуре. Туркестан имеет 168 милл. десятин земли (Н. И. Михайловский) с те плым климатом, благоприятствующим хлопководству. Лишь незначительная часть территории испытывала культурное воздействие. На долю гор, песков и солончаков приходятся обширные пространства. Для 1916 года посевная пло щадь под посевами (области Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская и Закаспийская) равнялась 2.587.599 дес., при чем на долю поливных приходи лось 1.870.018 дес. и на богарные 717.581 дес. Из орошаемых земель на долю пшеницы (озимой и яровой) приходилось 824.903 дес., или 44 проц., и на долю хлопчатника— 533.614 дес.— 30 проц. Далее шли остальные культуры: ячмень, рис, просо, кукуруза, бахчи, овес, лен и друг. «Туркестан с его прекрасными климатическими условиями издавна славился, как земледельческий район,— пишет А. П. Демидов*). Остатки всех культур наложили свой отпечаток на туркестанское сельское хозяйство: и *) «Экономический очерк хлопководства, хлопкоторговли и хлопковой про мышленности Турке стана»— А. П. Демидов, изд. ВСНХ, 1922 года, под. ред. проф. В. Я. Железнова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2