Сибирские огни, 1927, № 4

бимого и любящего мужчину, прочно разделить с ним «ложе», кров- и работу, становясь хорошими женами и часто хозяйками (Виринея, Лиза во «Встрече», Анна, которой лишь не от нее зависящее обстоятельство помешало делить с любимым что-либо, кроме служения одному делу). Правда, Сейфуллина умеет ре зко показать , при всей мягкости понимающего подхода, отрицательные сто­ роны женщины-самки (жена Литовцева); у Сейфуллиной всегда семья для женщины в идеале увязывается с общественной работой и свободой выбора. Тема не только Даши Гладкова, тема принципиально «холостой» женщины, но даже тема освобождения от кухни в коммуне, тема Ляшко в «Доменной печи»—далеки о т интересов Сейфуллиной. В заключение одно замечание: товарищам, проповедующим, что марк­ систское толкование литературных явлений не нуждается в изучении биогра­ фии писателя, нужно- внимательно, вдумавшись в творчество- Сейфуллиной, прочесть ее биографию. Связь личной жизни и творчества явно бросается в глаза. Можно, не зная биографии, придти к правильным выводам на основа­ нии анализа творчества, как , -в сущности, до знания подробной биографии, на­ писанной Правдухиным, я и составил себе основное представление о социаль­ ном облике Сейфуллиной. Но биография ярко подтверждает данные литера­ турного анализа, делает ясным ряд деталей, об ’ясняет кажущиеся «уклоны» от основного русла, сокращает путь для предположительных об’яснений, нуж­ дающихся, конечно, в проверке на самом литературном материале. Биогра­ фии Горького, Сейфуллиной, Есенина, -в связи с их творчеством, явно «вопи­ ют» против крайностей Когана-Переверзева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2