Сибирские огни, 1927, № 4
кает их на личный конфликт. Судья— аристократ Холодковский—для гигие ны живет с молоденькой портнихой, относясь к ней в душе «гастрономически и грубо— «потребительно». Однако, не раскрытие в личных отношениях т а кого «естественного» в буржуазном обществе отношения заставляет Акули- ну-Лилли ощутить, что ее проституируют, а обида за презрительное отно шение любовника к ее родной среде служит источником назревающего кон фликта. «Делец» из «Четырех глав» в сущности, по ходу рассказа, макси мально сердечно и по-своему «честно» относится к своей «содержанке»— артистке, вышедшей из «низов», но ее тянет к «своим» и отталкивает в лю бовнике его эксплоататорство, соединение с пленом у собственного капитала. Влюбленный инженер еще ничем не обидел Виринеи, а она уже ненавидит его, как сытого и праздного барина, презирающего мужиков. И, в конце- концов, Гребнев («Встреча») ненавидит свою любовницу Липатову, главным образом, з а то, что она презирает в нем хама, за то, что она внешне куль турнее, хитрее, изворотливее и даже в разврате «квалифицированнее» его. Нет, в сущности, больших грехов за учительницей из «Перегноя», кроме гре хов «социальных»: обманула веру мужика Софрона в ее интеллигентскую, хрупкую чистоту и— главное— предпочла ему интеллигента. Отсюда все озве рение Софрона. Простая крестьянская обида на «порченность» девки совсем заслонена в нем оскорблением его крестьянского достоинства. В большинстве социальных конфликтов у Сейфуллиной человек не столько и з личного оскорбления или обиды делает вывод об угнетенности его класса, сколько его обида создается или увеличивается негодованием з а отно шение «обидчика» к социальной среде, родной «обиженному» (при чем, ино гда к среде, родной лишь в прошлом— Анна в «Четырех главах», Виктор Кон- дырин— Гребнев). В кажущемся противоречии, а на самом деле в* тесной связи с этим сто ит другой момент разработки Сейфуллиной тем социальных конфликтов; они у нее возникают, развертываются, вскрываются и перед героями и перед чи тателями на основе прямого личного соприкосновения представителей про тивопоставленных социальных групп. Представитель «низшей» группы не просто возмущается против порядков жизни и против издали видного господ ствующего класса в целом, а сталкивается в каком-то интимном углу жизни с «классовым врагом» лицом к лицу. Анна, Виктор во второй части «Встречи» сами уже вошли в чужую среду. В первой части «Встречи» Виктор на правах полуприемыша-полулакея живет в барском доме, Виринея чуть не сделалась любовницей инженера, Степанида Линюхина живет прислугой у приискового администратора, хотя и связана с приисковым пролетариатом. Александр Ма кедонский наиболее острую классовую ненависть познал, подавая капризно му буржую на стол в качестве официанта;. Эсеры и большевики в «Путни ках»— старые друзья. Это вовсе не прием персонификации и драматизации социальных конфликтов, ибо конфликты у Сейфуллиной в своей вешней сто роне, к ак мы уже отмечали, не типичны для экономических, общественных и даже личных отношений между представителями разных классов. Наоборот, к героям Сейфуллиной представители «высших классов» относятся лучше обычного. О любовных отношениях мы уже говорили. Но и старик-барин по- своему очень заботится о Викторе и его матери; барыня любит Линюхину. Герои Сейфуллиной никогда почти не стоят у настоящего экономиче ского первоисточника! серьезных социальных конфликтов. Это— или выходцы из угнетенных классов, или идейные представители этих классов, или люди по- лудеклассировакные (Виринея, Линюхина). Положение Александра Македон ского промежуточно. Софрон лично столкнулся с наименее барственным и мощны/м «представителем господ», с сельской учительницей. Настоящие клас совые конфликты являются у Сейфуллиной или общим фоном событий или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2