Сибирские огни, 1927, № 4
нистичны по своей социальной природе, они нуждаются в руководстве проле тариата, чтобы, разрешая свои узкие и частные задачи, идти вслед за проле тариатом к коммунизму. Ведь пути к нему они сами по себе не способны ви деть, и коммунизм для них не есть естественно усвояемая и понятная, благодаря условиям их участия в производстве, цель. Если идеолог такой группы пы тается противопоставить пролетарской гегемонии какую-то особую точку зрения своей группы, он впадает неизбежно в кулацкую или буржуазную реакционность. Если идеолог такой группы, сознательно усвоив идеалы и т а к тику пролетариата, активно внушает своей группе, с точки зрения ее инте ресов, необходимость идти до конца за пролетариатом, он начинает делаться уже и пролетарским идеологом. Поскольку же идеолог этой группы доказы вает правильность предлагаемой пролетариатом тактики в области, касаю щейся именно его группы, признавая в общем гегемонию пролетариата, но не усвоив и не пропагандируя пролетарского мировоззрения в целом, он (как и его группа) является лишь союзником, действительным попутчиком револю ции, нуждающимся в руководстве со стороны пролетариата и идеологов по следнего. Так , честный учитель, вполне усвоивший советские принципы просвеще ния масс, на основе возбуждения их общественной активности, понимающий, что лишь диктатура пролетариата дает для этого дела настоящую возмож ность и что лишь коммунизм приведет к падению граней между физическим и умственным трудом, но не усвоивший целиком основ коммунистической программы и тактики , не ставший коммунистом (хотя бы и без билета)-— лишь союзник пролетарской революции, но не представитель руководящего пролетарского авангарда. Таков же честный крестьянин, предсель- совета, вполне одобряющий деревенскую политику соввласти, готовый бо роться с кулаком и с «трехполкой», но не разбирающийся в международном характере пролетарского движения и основах коммунистического строя. А заблуждающийся в отдельном вопросе или ошибающийся!— пусть существен но, но эпизодически— коммунист, есть, может быть, плохой член, но все же пролетарского революционного авангарда. Может быть, через известный пе риод развития такого члена придется выкинуть из партии, так к а к он вовсе собьется с пути, а учитель или крестьянин, о которых идет речь в нашем примере, станет коммунистом, но подход к ним и требования к ним, пред’- являемые в настоящий момент, различны. Только с такой точки зрения понятно, почему с трудом изживший остатки меньшевизма Ляшко, сфальшививший в «Завтра» Лебединский, до пустивший идеологические ошибки в «Цементе» Гладков, страдающий кое- какими ультра-левыми и мещанскими уклонами Г. Никифоров— пролетар ские писатели, ибо исходные пункты их мировоззрения—индустриально-про летарские и коммунистические. Исходящие из интересов деревенской бедно ты и настойчиво зовущие ее на путь коммунистической революции, под ру ководством пролетариата и его партии, понимающие коммунистический смысл нашей революции, ее ленинские пути: Тверяк, М. Карпов, Коробов, Иван Никитин— пролетарские писатели. Отстаивающие самобытность дерев ни «крестьянские поэты», хотя и воспевающие Октябрь, СССР, ВКП,—стра дают в большей или меньшеГ; степени кулацким уклоном. А честные роман тики военных побед революции, восхвалившие Красную армию, проклявшие белую, нигде не отмежевавшиеся о т коммунистов, но нигде и не призвавшие активно, художественно-развернуто к достижению идеалов мировой револю ции и пролетарского коллективизма Лавренев и Малашкин— честные, близ кие попутчики или союзники, но не представители пролетариата в лите ратуре.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2