Сибирские огни, 1927, № 4
Поэтому встает вопрос о причинах путаницы вокруг определения: клас сового характера творчества Сейфуллиной. Является необходимость выяс нить, наконец, почему нужно признать Сейфуллину попутчицей и почему это не сразу удалось убедительно доказать. Мне думается, что в основе неправильных суждений о Сейфуллиной и других, очень близких к пролетарской литературе попутчиках, лежало не правильное рассуждение, сводящееся, примерно, к следующему: «Писатель, который в общем и целом сочувствует революции, изображает известную сторону ее с нашей точки зрения верно, без искажений, ни в чем не полеми зируя с нами, признавая гегемонию пролетариата и его партии в революции, не искажая революционных перспектив, ни в чем не «фальшивя», будучи без оговорок полезным для читателей с точки зрения пролетариата, будучи впол не «приемлемым, не может ^ыть резкой гранью отделен от пролетарского писателя». Отсюда, и з этого более или менее общего убеждения, у Воронского- Троцкого получается всегда лишний довод з а отрицание вообще граней в «ре волюционной» литературе (понимавшейся ими к тому же непомерно ши роко). У значительной части противников «воронщины» отсюда вытекало со знание необходимости «разоблачать», доказать наличие реакционных мо ментов в творчестве ближайших попутчиков, логические натяжки, придирки к отдельным цитатам, поиски контр-революционных симпатий при анализе творчества такой писательницы, как , например, Сейфуллина. В основе это неверное рассуждение, по существу, в своем заостренном виде означает: пролетарской литературой можно назвать то в современном художественном творчестве, что, говоря о нашей революции и выражая ей свое сочувствие, ни в чем не противоречит идеологии пролетариата. А это рассуждение вытекает из власти над нашей критикой традиций старой либеральной и народнической критики, гласившей, что нельзя упре кать писателя за то, что у него нет, за отсутствие каких-либо идей и ответов на вопросы, нельзя доискиваться до смысла некоторых его умолчаний, до скры тых возможностей развития некоторых неясностей его идеологии. Этот прин цип, по-своему правильный когда-то, не применим к нашему времени, когда создается пролетариатом его собственная литература, времени гегемонии про летариата в общественной и культурной жизни, наличия у пролетариата раз личных групп союзников, признающих его гегемонию, но совсем не «про- летаризованных» в своих инстинктах и сознании. Иначе говоря, надо «пе ревернуть» критерии и сказать так : не всякого писателя, кто приемлем для пролетариата, в чьих произведениях, говорящих о современности, нет ничего антипролетарского и даже есть, наоборот, призыв к общей поддержке про летарской революции, можно назвать пролетарским. Пролетарским можно признать только писателя, создающего произведения, которые можно напи сать, лишь стоя целиком на пролетарской, на коммунистической точке зре ния, хотя бы этот писатель временами и ошибался в частных вопросах или отдельных произведениях. В условиях победоносной пролетарской революции, диктатуры и со- уиально-культурной гегемонии пролетариата, в нашей стране естественно дви жение по путям к коммунизму, под пролетарским руководством целого ряда общественных групп, вовсе не способных сейчас быть сознательно-коммуни стическими. Таковы: беднейшее и среднее крестьянство, мелкие кустари, ре месленники, демократическая интеллигенция. В то время, как кулачество и нэпманы борются с гегемонией и— сколько могут—с диктатурой пролета риата, эти беднейшие слои мелкой буржуазии добровольно признают и под держивают гегемонию и диктатуру пролетариата. Но они все же не комму-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2