Сибирские огни, 1927, № 4

шись, гуляют из конца в конец деревни и поют песни. Мужчины составляют свои кампании и также разгуливают по улице с песнями. Нередко женщины и мужчины ходят вместе. На поселке Шатоеском, мне пришлось слушать Марию Осинину. Запи ­ санные от нее песни при исполнении несколько ею изменялись, а когда при­ шлось спросить ее об этом она ответила: — Так бисче,— т.-е. лучше. Наблюдая и внимательно изучая народное творчество, случается, хотя и в очень редких случаях, видеть зарождение песни, с небольшими же и з ­ менениями приходится встречаться чаще, но опяггь-таки, при условии пре­ бывания не менее года полтора или два, в одном месте, предварительно собрав и изучив песню данного села или деревни. Самостоятельной песни на Алтае нет. Родина настоящих песен, по моему мнению, средняя полоса России,— за это говорят духовные стихи, записанные мной в разное время от тех же старообрядцев в разных местах Алтая. Песня, перенесенная на Алтай и з Рос­ сии, не приняла на себя влияния как величественной природы Алтая, так и свое­ образного, сурового горного быта, если не считать случайных строчек, напр., «Из ревшененского луга» (ревпь— горное растение Алтая). Равнинность, щедро разлитая в песне, осталась в прежней своей чистоте и неприкосновенности. 1. Чисторей, ты мой, чистореюшка маленький, Ты не пой, мой чистореюшка, рано по заре, Не буди ты, чистореюшка, Моего дружка в терему. Мой-то миленький крепко спит, Уж он спать-то не спит— Ременну плеточку плетет. Уж я думала, эта плеточка—шуточка, Он ударил—покраснела моя шкурочка. Уж я думала, эта плеточка—шуточка, Он ударил—покатился из глаз свет. 2 . Што у ключика у холодного Молодой ямщик коня поил. Он коня поил, приуглаживал, Челку гребешком прирасчесывал. Ниоткуль взялась красна девица, Ямщику ли девица наказывала: Ты, ямщик, ямщик, парень молоденькай, Ты не бей жену поздно вечером, Ты убей жену глухой полночью, Как суседи спать приулягуцца. Пробудились детушки, мать хватилися: Где, родной отец, наша матушка? — Ваша матушка во сыром бору, Во сыром бору рвет ягодки.— Дети сбегали в лес, проведали, Не нашли они своей мамоньки: — Не докликались, родный батюшка, Во темном лесу нашей матушки.— — Ваша мать лежит во сырой земле, Во сырой земле под камушком.—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2