Сибирские огни, 1927, № 4
траурным грузом) вкатили в огромный полутемный сарай. Здесь на низких нарах сортируют привозимые части, отбирая наиболее годные для консервов. Работа по выбиранию мяса из известковых панцырей производится преимущественно вручную. Вручную же наполняются и консервные жестян ки, поступающие потом на автоматические весы и штамповальную машину. Дальше банки прогреваются вторично, для обезвреживания воздуха, и крышка приштамповывается наглухо. Получаемый консерв относится к «пи щевым», т.-е. из него можно готовить различные блюда, по желанию. Ника ких специй, кроме небольшого количества соли, в консервах этих нет. Относительно техники крабоконсервного дела надо сказать, что она имеет з а собой еще очень незначительную давность—дело только что начало развиваться, и развитие идет так напористо, что подчас не поспеть за ним бедному заводу. А японские заводы, конечно, очень далеки от последних достижений в: области техники консервного дела. Выстроены эти заводы во времена уже до статочно отдаленные, а теперь, в связи с огромным ростом нашей рыбной государственной промышленности, все увереннее чувствуется близость сосре доточения всего консервного дела в руках государства. В Усть-Камчатске, например, нынешнее об’единенное госпредприятие устраивает свой консервный завод по последнему слову техники. Оборудова ние этого завода, снабженного новейшими специальными машинами из Амери ки, ставит далеко позади, по количеству продукции, все остальные заводы Камчатки—и японским фирмам конкурировать с нашим заводом будет не под силу. Поэтому сейчас частники работают без особых з атрат на машины и ин вентарь, заменяя недостатки механизации усиленной эксплоатацией беззащит ного японского рабочего. Готовые банки с консервами закупориваются в деревянные ящики, ско лачиваемые здесь же, на заводе, по стандартизированным готовым частям— и через какую-нибудь неделю после заготовки свежие консервы поступают на рынок. Значительную поддержку частному капиталу тут оказывает еще широ кое развитие транспортных средств: фирма Ничиро располагает целым паро вым флотом, и почти ежедневно в течение всего сезона на горизонте видны дымки— всюду снуют пароходы, переходя от завода к заводу и собирая го товый продукт. И так как завод с принадлежащими ему морскими рыбо и крабокон сервными участками насчитывают, наверно, более тысячи рабочих, то, при приближении парохода, мобилизуется вся рабочая сила и непрерывной че редой, вплотную друг за другом, переползают новенькие звонкие ящики из темной пасти пакгауза на кунгасы, и пароход загружается со сказочной быстротой. Обширный морской транспорт—несомненное преимущество, которым по ка еще обладают японцы. Нужно и в этом их обогнать. На консервы идут только отборные части краба. Освобождающийся и з вестковый панцырь вместе с теми частями, которые обработке не подлежат, отвозится на свободную площадь и раскладывается для просушки на земле. Участок, примыкающий к заводу,— примерно, половина квадр. версты— сплошь выстлан пупурно-зеленым ковром звучно хрустящих крабовых скор луп, издающих сладковато-жирное густое зловоние. Стаи откормленных, бес печных от обилия пищи, изумрудных мух с грозным жужжанием носятся в облаке отвратительного смрада, нависшем над этим крабовым кладбищем. Из этих высушенных крабьих панцырей потом вырабатывают, посред ством выжиганий, особый род удобрений. Чуть не по Маяковскому— «на пепельницы черепа...».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2