Сибирские огни, 1927, № 4

соображения не менее жесткие, чем мои. Здесь—сказал он—нет «джентель­ менов». Он с негодованием рассказывает историю батальона, отправленного на-днях из Томска на фронт для подкрепления. В Омске солдаты отказались добровольно идти на фронт, требуя припасов, т ак как долгое время находи­ лись без пищи. На глазах возмущенного Гемпширского полка солдаты были разоружены и над ними учинена расправа. Днем в приказе генерала Матков- ского было изложено все происшедшее и в заключение сказано: «Расстреля­ но двадцать. Бог еще с нами! Ура...». 8 августа. Вчера вечером отбыл в Омск. Мой конвой состоит на это раз из баталиона 6-го чешского полка, прозванного «большевистским» за волнения, которые в нем происходили. До сих пор к его услугам не прибега­ ли: он протестовал. Линия забита до половины пути между Омском и Петропавловском; дальше она довольно свободна. Встретил множество поездов, тащащих са­ мые несуразные вещи. Грязные солдаты, здоровые и раненые в левую руку, беженцы в теплушках, повидимому, уже давно в них живущие. Некоторые имеют на крыше запас дров, убогие пожитки. Другие вагоны везут в беспо­ рядке сваленную амуницию, материал, бесформенные обломки, куски чу­ гуна, сломанные телеги, старые колеса и пр. пустые платформы и вагоны. Ис­ порченные паровозы... Край спокоен и пустынен. В 19 часов прибыл в Курган, который был эвакуирован постепенно. Оставил маленький французский авиационный отряд, прибывший передать авиационные аппараты и показать, как ими нужно пользоваться. Мои «друзья» Франки имеют команду в Таре за сотни верст от Омска и забавляются операциями над местными большевиками-партизанами. Ко­ мандование войсками находится в руках женщины... 76 августа. Д. пришел переговорить со мной по вопросу об аресте пол­ ковника Крежчи (командующего чешской дивизией в Томске) в связи с его приказом об охране железной дороги. Я еще не записал эту историю. Креж­ чи, охраняющий целость Сибирской магистрали в порученном ему секторе, давно уже издал приказ, возлагающий ответственность на население в тех случаях, когда оно не препятствовало попыткам разрушения пути или же не доносило о них. После издания приказа никаких происшествий не было. Де­ ревни сами просили, чтобы им выдали оружие, дабы лучше нести охрану. Узнав об этом приказе, русские власти удивились. Министр Тельберг сообщил мне, что «Межсоюзный Комитет»*) (это учреждение,— которое не остается без работы, благодаря совершающимся везде зверствам) отменил приказ и уведомил об этом Крежчи. Я ответил через министерство иностранных дел, что Крежчи подчи­ няется мне, а не им, что отмена приказа поэтому недействительна, о чем я и извещу полковника. Тогда они попросили меня, чтобы я сам отменил при­ каз. Мне не хотелось отвечать им о резкости атамана. Эти люди,— так пред­ полагал Пуаро**) ,—мнительный лотаргинец—расставляют мне ловушку. С другой стороны, я не люблю действовать механически. Чехи хорошо относят­ ся к населению, а охрана Сибирской магистрали является для них непосиль­ ной задачей. Я спросил Крежчи, сможет ли он обойтись без приказа, на что получил отрицательный ответ. *) Забота о транспорте и охрана Сибирских железных дорог была декларацией от 14 марта, порученной, т. н. «Междусоюзному комитету, в состав которого входили представители от всех союзных держав, а также от колчаковского правительства Прим. ред. **) Офицер французской миссии. Прим. ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2