Сибирские огни, 1927, № 4
соображения не менее жесткие, чем мои. Здесь—сказал он—нет «джентель менов». Он с негодованием рассказывает историю батальона, отправленного на-днях из Томска на фронт для подкрепления. В Омске солдаты отказались добровольно идти на фронт, требуя припасов, т ак как долгое время находи лись без пищи. На глазах возмущенного Гемпширского полка солдаты были разоружены и над ними учинена расправа. Днем в приказе генерала Матков- ского было изложено все происшедшее и в заключение сказано: «Расстреля но двадцать. Бог еще с нами! Ура...». 8 августа. Вчера вечером отбыл в Омск. Мой конвой состоит на это раз из баталиона 6-го чешского полка, прозванного «большевистским» за волнения, которые в нем происходили. До сих пор к его услугам не прибега ли: он протестовал. Линия забита до половины пути между Омском и Петропавловском; дальше она довольно свободна. Встретил множество поездов, тащащих са мые несуразные вещи. Грязные солдаты, здоровые и раненые в левую руку, беженцы в теплушках, повидимому, уже давно в них живущие. Некоторые имеют на крыше запас дров, убогие пожитки. Другие вагоны везут в беспо рядке сваленную амуницию, материал, бесформенные обломки, куски чу гуна, сломанные телеги, старые колеса и пр. пустые платформы и вагоны. Ис порченные паровозы... Край спокоен и пустынен. В 19 часов прибыл в Курган, который был эвакуирован постепенно. Оставил маленький французский авиационный отряд, прибывший передать авиационные аппараты и показать, как ими нужно пользоваться. Мои «друзья» Франки имеют команду в Таре за сотни верст от Омска и забавляются операциями над местными большевиками-партизанами. Ко мандование войсками находится в руках женщины... 76 августа. Д. пришел переговорить со мной по вопросу об аресте пол ковника Крежчи (командующего чешской дивизией в Томске) в связи с его приказом об охране железной дороги. Я еще не записал эту историю. Креж чи, охраняющий целость Сибирской магистрали в порученном ему секторе, давно уже издал приказ, возлагающий ответственность на население в тех случаях, когда оно не препятствовало попыткам разрушения пути или же не доносило о них. После издания приказа никаких происшествий не было. Де ревни сами просили, чтобы им выдали оружие, дабы лучше нести охрану. Узнав об этом приказе, русские власти удивились. Министр Тельберг сообщил мне, что «Межсоюзный Комитет»*) (это учреждение,— которое не остается без работы, благодаря совершающимся везде зверствам) отменил приказ и уведомил об этом Крежчи. Я ответил через министерство иностранных дел, что Крежчи подчи няется мне, а не им, что отмена приказа поэтому недействительна, о чем я и извещу полковника. Тогда они попросили меня, чтобы я сам отменил при каз. Мне не хотелось отвечать им о резкости атамана. Эти люди,— так пред полагал Пуаро**) ,—мнительный лотаргинец—расставляют мне ловушку. С другой стороны, я не люблю действовать механически. Чехи хорошо относят ся к населению, а охрана Сибирской магистрали является для них непосиль ной задачей. Я спросил Крежчи, сможет ли он обойтись без приказа, на что получил отрицательный ответ. *) Забота о транспорте и охрана Сибирских железных дорог была декларацией от 14 марта, порученной, т. н. «Междусоюзному комитету, в состав которого входили представители от всех союзных держав, а также от колчаковского правительства Прим. ред. **) Офицер французской миссии. Прим. ред.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2