Сибирские огни, 1927, № 4
...Получил вечером телеграмму с известием, что Стефаник назначен командиром почетного легиона. Это прошло не без некоторых затруднений. Стефаник не только чехо-словацкий министр, но также французский гражда нин и офицер, а все следы его назначения офицером были утеряны; этим об’- ясняются многочисленные телеграммы, предшествовавшие назначению. 13 января. Сегодня два совещания. Одно о принципе командования, к торый указан телеграммой и з Парижа и который русские не знают, как при менить. Дитерихс приехал и тоже принимает участие в совещании. Он выска зал по поводу фронта соображения, которые странно было слышать иэ уст такого доблестного человека. И разве не странно брать з а правило сохране ние армии, не заботясь о потерянной территории и не думая о моральной ре акции, которую в конце-концов эта потеря вызовет в армии. В заключение утверждаются полномочия Нокса, не вызывающие больших возражений. З а тем я предлагаю редакционной комиссии (Сукин, Дитерихс и я) собраться завтра у меня для выработки текста. Дитерихс был у меня с визитом, а также для того, чтобы поговорить по поводу отступления чехов в тыл. Все уже взвешено, вопрос назрел, и я пере говорил со Стефаником, навестив его сегодня. Следует разрешить его не медленно. Днем состоялось совещание по вопросу о железных дорогах, на которое я сопровождал Реньо по его просьбе. Это совещание—продолжение целого ряда попыток. По приезде в Си бирь я уже несколько раз указывал на состояние сибирской магистрали. Р а боты миссии Стевенса, органа Соедин. Штатов', в задачи которой входит при вести в прежнее состояние железную дорогу, тормозились вследствие затруд нений, которые в то время испытывали другие нации. Я все же настаивал, что бы было принято, наконец, то или иное решение. Я мог требовать только од ного, чтобы железнодорожное движение было восстановлено, ибо иначе нам нечего делать в Сибири. Не возлагая на себя никакой ответственности, я предлагал принять прежний, англичанами забракованный, французский про ект, рекомендующий создать межсоюзную комиссию под председательством русского министра путей сообщения. Я неоднократно бил тревогу по поводу растущего беспорядка: со средины декабря Восточно-Китайская ж. д. о тк а з а лась от транспорта в Забайкалье, вследствие скопления двадцати шести поез дов, которых эта сеть не могла принять. З а последние дни Реньо познакомился с новым проектом англичан, з а ключающимся в распределении участков между четырьмя союзными нациями. Такое разрешение вопроса смешно и не двинет его с места, русские проти вятся, так как это умалит роль их администрации. Считая однако, что восста новить движение смогут только американцы, русские решились в конце-кон цов отдать это дело в их руки. Устругов поделился со мной вчера возраже ниями против английского проекта, который он находит неприемлемым, и просил меня и Реньо о поддержке. Свидание было более чем коротко. Устру гов заявил, что русские власти передают железную дорогу заботам союзни ков и требуют утверждения Стивенса. Реньо сказал несколько слов в пользу старейшины союзных представителей. Я, к а к военный, потребовал окончатель ного решения и пояснил, что оно может иметь быстрый результат, раз ис полнительный орган уже функционирует. Англичане промолчали, японцы тоже. Американцы со своим главным консулом Гаррисом во главе пришли бла годарить нас по окончании заседания. 7 4 марта. Я составил вчера для Лебедева— начальника главного штаба ноту относительно латышского батальона и з Троицка, который был обучен одним и з моих офицеров и который ставка хотела расформировать. Я был се
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2