Сибирские огни, 1927, № 4

...Получил вечером телеграмму с известием, что Стефаник назначен командиром почетного легиона. Это прошло не без некоторых затруднений. Стефаник не только чехо-словацкий министр, но также французский гражда­ нин и офицер, а все следы его назначения офицером были утеряны; этим об’- ясняются многочисленные телеграммы, предшествовавшие назначению. 13 января. Сегодня два совещания. Одно о принципе командования, к торый указан телеграммой и з Парижа и который русские не знают, как при­ менить. Дитерихс приехал и тоже принимает участие в совещании. Он выска­ зал по поводу фронта соображения, которые странно было слышать иэ уст такого доблестного человека. И разве не странно брать з а правило сохране­ ние армии, не заботясь о потерянной территории и не думая о моральной ре­ акции, которую в конце-концов эта потеря вызовет в армии. В заключение утверждаются полномочия Нокса, не вызывающие больших возражений. З а ­ тем я предлагаю редакционной комиссии (Сукин, Дитерихс и я) собраться завтра у меня для выработки текста. Дитерихс был у меня с визитом, а также для того, чтобы поговорить по поводу отступления чехов в тыл. Все уже взвешено, вопрос назрел, и я пере­ говорил со Стефаником, навестив его сегодня. Следует разрешить его не­ медленно. Днем состоялось совещание по вопросу о железных дорогах, на которое я сопровождал Реньо по его просьбе. Это совещание—продолжение целого ряда попыток. По приезде в Си­ бирь я уже несколько раз указывал на состояние сибирской магистрали. Р а ­ боты миссии Стевенса, органа Соедин. Штатов', в задачи которой входит при­ вести в прежнее состояние железную дорогу, тормозились вследствие затруд­ нений, которые в то время испытывали другие нации. Я все же настаивал, что­ бы было принято, наконец, то или иное решение. Я мог требовать только од­ ного, чтобы железнодорожное движение было восстановлено, ибо иначе нам нечего делать в Сибири. Не возлагая на себя никакой ответственности, я предлагал принять прежний, англичанами забракованный, французский про­ ект, рекомендующий создать межсоюзную комиссию под председательством русского министра путей сообщения. Я неоднократно бил тревогу по поводу растущего беспорядка: со средины декабря Восточно-Китайская ж. д. о тк а з а ­ лась от транспорта в Забайкалье, вследствие скопления двадцати шести поез­ дов, которых эта сеть не могла принять. З а последние дни Реньо познакомился с новым проектом англичан, з а ­ ключающимся в распределении участков между четырьмя союзными нациями. Такое разрешение вопроса смешно и не двинет его с места, русские проти­ вятся, так как это умалит роль их администрации. Считая однако, что восста­ новить движение смогут только американцы, русские решились в конце-кон­ цов отдать это дело в их руки. Устругов поделился со мной вчера возраже­ ниями против английского проекта, который он находит неприемлемым, и просил меня и Реньо о поддержке. Свидание было более чем коротко. Устру­ гов заявил, что русские власти передают железную дорогу заботам союзни­ ков и требуют утверждения Стивенса. Реньо сказал несколько слов в пользу старейшины союзных представителей. Я, к а к военный, потребовал окончатель­ ного решения и пояснил, что оно может иметь быстрый результат, раз ис­ полнительный орган уже функционирует. Англичане промолчали, японцы тоже. Американцы со своим главным консулом Гаррисом во главе пришли бла­ годарить нас по окончании заседания. 7 4 марта. Я составил вчера для Лебедева— начальника главного штаба ноту относительно латышского батальона и з Троицка, который был обучен одним и з моих офицеров и который ставка хотела расформировать. Я был се­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2