Сибирские огни, 1927, № 1

дами эвэнки. От северно-тунгусского на­ следства они хранят в недрах своего бы ­ та: охотничий образ жизни, одежду из шкур, конический шалаш, берестяную по ­ суду, лодку-берестянку, длинные сапоги для ходьбы по снегу, родовые названия, шаманских духов-помощников, оленьи рога на шапке шамана, черты языка. В то же время они заимствовали от палеазиа- тов ездовую собаку, способы рыбной ло­ вли, родовую месть, обычай похищения жен, культовые стружки (инау у айнов). Манчжуры научили гольдов отыскивать с ’едобные корни и травы, познакомили со свиноводством и лошадью; от китайцев гольды заимствовали коническую шляпу, китайский тип лодки, жилище, формы аг­ рикультуры, орнамент, теорию души вме­ сте с вторичными формами буддизма, по­ хоронные обряды и др. В настоящее время гольды пережива­ ют всеразрушающее влияние китайцев и русских. Параллельно с изображением процесса образования гольдской этнической груп­ пы автор намечает линии тунгусских пе­ редвижений. Вторая волна северных тун- гусов-оленеводов около XII века прошла из пределов бассейна Енисея через Лену, Витим и Олекму в Охотский край, забро ­ сив в низовьях Амура предков негидаль- цев, ороков и орочей. Третья волна в XVII веке, когда манчжуры опустошили долину Амура, принесла с севера кумар- ченов, бирарченов, хинганских и нерчен- ских тунгусов. И, наконец, к XIX веку о т ­ носятся передвижения, не закончившие­ ся и сейчас, северных оленеводов, пере­ шедших из Амурской губ. на Манчжур­ ское плато и из Якутской обл. на Амур к Сахалин. Все свои соображения Широкогоров аргументирует данными этнографии, язы­ ка, антропологии, истории и археологии. В обильных примечаниях книги разбро­ сано много интересных мыслей—о выми­ рании туземцев, об оленеводстве, о б язы­ ке и т. д. Следует отметить постоянную готовность автора защитить право куль­ туры той или другой «примитивной» на­ родности на существование. Различие в степени культуры не дает оснований г о ­ ворить о разности умственных способно ­ стей людей. Автор то и дело сетует на Лопатина за то, что тот «охвачен идеей превосходства культуры, к которой при­ надлежит сам, и не может понять, что о б ’ - ект его исследования (гольды) не столь романтично дикий, как ему представляет­ ся». Указана обширная литература вопро­ са— до 80 названий, со скромной о говор ­ кой, что были использованы только те работы, какие «случились под рукой». Между прочим, под рукой автора не ока­ залось книг супругов Тории, РиудзоиКи - мико,— в сущности единственных по в о ­ просу о доисторическом прошлом. Я имею в виду их археологические и этно­ логические э тю ды :«Populations Primitives de la Mongolie Orientale» и Populations Pre- historiques delaMandchourie Meridionale». (Токио, изд. университета. 1914-15 г. т. XXXVI). Начальную миграцию тун­ гусской народности Тории ведут из пре­ делов восточного Туркестана. При чем они полагают, что неолитические народ­ ности Ляо-Тонг, Кореи и Японии были населены одной и той же расой. «Это очень вероятно»,—пишет Кимико Т о ­ рии,— «проникновение индонезийцев на юг страны Утреннего Спокойствия (К о ­ реи) было после занятия ее людьми нео­ лита», т.-е. тунгусами... Наиболее спорной частью книги Широ- когорова является картина передвижений палеазиатов. Например, относительно ги­ ляк и айнов скорее следует думать, что они шли с юга на север по островам Японского архипелага и едва ли были ис­ конными жителями азиатского континен­ та. Но все эти вопросы больше похожи на загадки, чем на строго решенные про­ блемы этнографии. Нашим тунгусоведам открываются увлекательные перспективы. Е. Титов. 1) « Русский музей». Отчетная выставка этнографического отдела за 1923 г. Пе­ тербург. 1924 г. (16°. 31 стр., тираж 750 экз. с 7 рисунками в тексте и 1 на о б ­ ложке). 2) «Государственный русский музей». Этнографические экспедиции 1924 и 1925 г. г. Ленинград. 1926 г. (16°. 101 стр., тираж 900 экз. С многочисленными ри­ сунками). Две маленькие, с изящной внешностью и многочисленными иллюстрациями, насы­ щенные фактическим материалом, кни­ жечки. Первая книжечка посвящена выставке музея, на которой экспонировались глав­ ные результаты исследовательской и с о ­ бирательской деятельности персонала му­ зея в 1923 г. Для сибиряков представляет интерес краткая характеристика работ Забайкальской этнологической секции, производившихся в Агинской степи сре­ ди скотоводов -бурят. Экспедиция под ру ­ ководством С. И. Руденко обратила о с ­ новное внимание на изучение бурятского скотоводчества и связанных с ним о с о ­ бенностей кочевого быта, она обследова­ ла также особенности буддийского куль­ та и собрала 12 коллекций, содержащих свыше 1000 предметов. Музей произво­ дил палеоэтнологические исследования в Минусинском крае. С. А. Теплоухов вскрыл свыше 75 погребений металли­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2