Сибирские огни, 1927, № 1
дами эвэнки. От северно-тунгусского на следства они хранят в недрах своего бы та: охотничий образ жизни, одежду из шкур, конический шалаш, берестяную по суду, лодку-берестянку, длинные сапоги для ходьбы по снегу, родовые названия, шаманских духов-помощников, оленьи рога на шапке шамана, черты языка. В то же время они заимствовали от палеазиа- тов ездовую собаку, способы рыбной ло вли, родовую месть, обычай похищения жен, культовые стружки (инау у айнов). Манчжуры научили гольдов отыскивать с ’едобные корни и травы, познакомили со свиноводством и лошадью; от китайцев гольды заимствовали коническую шляпу, китайский тип лодки, жилище, формы аг рикультуры, орнамент, теорию души вме сте с вторичными формами буддизма, по хоронные обряды и др. В настоящее время гольды пережива ют всеразрушающее влияние китайцев и русских. Параллельно с изображением процесса образования гольдской этнической груп пы автор намечает линии тунгусских пе редвижений. Вторая волна северных тун- гусов-оленеводов около XII века прошла из пределов бассейна Енисея через Лену, Витим и Олекму в Охотский край, забро сив в низовьях Амура предков негидаль- цев, ороков и орочей. Третья волна в XVII веке, когда манчжуры опустошили долину Амура, принесла с севера кумар- ченов, бирарченов, хинганских и нерчен- ских тунгусов. И, наконец, к XIX веку о т носятся передвижения, не закончившие ся и сейчас, северных оленеводов, пере шедших из Амурской губ. на Манчжур ское плато и из Якутской обл. на Амур к Сахалин. Все свои соображения Широкогоров аргументирует данными этнографии, язы ка, антропологии, истории и археологии. В обильных примечаниях книги разбро сано много интересных мыслей—о выми рании туземцев, об оленеводстве, о б язы ке и т. д. Следует отметить постоянную готовность автора защитить право куль туры той или другой «примитивной» на родности на существование. Различие в степени культуры не дает оснований г о ворить о разности умственных способно стей людей. Автор то и дело сетует на Лопатина за то, что тот «охвачен идеей превосходства культуры, к которой при надлежит сам, и не может понять, что о б ’ - ект его исследования (гольды) не столь романтично дикий, как ему представляет ся». Указана обширная литература вопро са— до 80 названий, со скромной о говор кой, что были использованы только те работы, какие «случились под рукой». Между прочим, под рукой автора не ока залось книг супругов Тории, РиудзоиКи - мико,— в сущности единственных по в о просу о доисторическом прошлом. Я имею в виду их археологические и этно логические э тю ды :«Populations Primitives de la Mongolie Orientale» и Populations Pre- historiques delaMandchourie Meridionale». (Токио, изд. университета. 1914-15 г. т. XXXVI). Начальную миграцию тун гусской народности Тории ведут из пре делов восточного Туркестана. При чем они полагают, что неолитические народ ности Ляо-Тонг, Кореи и Японии были населены одной и той же расой. «Это очень вероятно»,—пишет Кимико Т о рии,— «проникновение индонезийцев на юг страны Утреннего Спокойствия (К о реи) было после занятия ее людьми нео лита», т.-е. тунгусами... Наиболее спорной частью книги Широ- когорова является картина передвижений палеазиатов. Например, относительно ги ляк и айнов скорее следует думать, что они шли с юга на север по островам Японского архипелага и едва ли были ис конными жителями азиатского континен та. Но все эти вопросы больше похожи на загадки, чем на строго решенные про блемы этнографии. Нашим тунгусоведам открываются увлекательные перспективы. Е. Титов. 1) « Русский музей». Отчетная выставка этнографического отдела за 1923 г. Пе тербург. 1924 г. (16°. 31 стр., тираж 750 экз. с 7 рисунками в тексте и 1 на о б ложке). 2) «Государственный русский музей». Этнографические экспедиции 1924 и 1925 г. г. Ленинград. 1926 г. (16°. 101 стр., тираж 900 экз. С многочисленными ри сунками). Две маленькие, с изящной внешностью и многочисленными иллюстрациями, насы щенные фактическим материалом, кни жечки. Первая книжечка посвящена выставке музея, на которой экспонировались глав ные результаты исследовательской и с о бирательской деятельности персонала му зея в 1923 г. Для сибиряков представляет интерес краткая характеристика работ Забайкальской этнологической секции, производившихся в Агинской степи сре ди скотоводов -бурят. Экспедиция под ру ководством С. И. Руденко обратила о с новное внимание на изучение бурятского скотоводчества и связанных с ним о с о бенностей кочевого быта, она обследова ла также особенности буддийского куль та и собрала 12 коллекций, содержащих свыше 1000 предметов. Музей произво дил палеоэтнологические исследования в Минусинском крае. С. А. Теплоухов вскрыл свыше 75 погребений металли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2