Сибирские огни, 1927, № 1
Отдел библиографии, пока еще не раз вернутый в полной мере, частично выпол няет ту же информационную роль. Ино странная книга доходит до нас медленно, худо, случайно. Работам принципиально го характера надо уделить особенное вни мание, обставляя рецензии всей полнотой библиографического описания. В целях планирования этнографиче ской работы, напечатаны статьи Д. А. З о лотарева— «Вопросы изучения быта де ревни СССР» и В. Д. Виленского-Сибирл- кова— «Задачи изучения малых народно стей Севера». Полевая этнография пред ставлена двумя небольшими очерками Е. М. Шиллинг— «В Гудаутской Абхазии» (веществ, культура) и Гринковой, Н. П.- - «Одежда тудовлян Ржевского уезда». Очерки обильно иллюстрированы. Б. Со колов опубликовал семь текстов «Былин старинной записи». Появление «Этнографии» — событие большой культурной важности. Пока жур нал представлен только ленинградскими работниками, Москва отсутствует в пол ном составе. Провинция же принимает не значительное участие, хотя в обзорах ей и отведено почетное внимание. Такой зна ток дела, как Ю. М. Соколов, находит да же, что за последние годы «особенно мно го» сделано «энергичными фольклориста ми Сибири» и говорит о «фольклористи ческом гнезде» в Иркутске. К сожалению, печатный орган этих фольклористов «Си бирская живая старина», вступивший в 5-й год существования, не нашел пока в журнале места для оценки. На страницах журналов: «Красная Новь», «Молодая Гвардия», «Под знаменем марксизма», «Ве стник Социалистической Академии» и др. за эти годы появилось не мало статей представителей марксистской школы в этнографии,—М. Косвена, В. К. Николь ского, П. Ф. Преображенского и др. Не которые их книги разошлись в десятках тысяч экземпляров. Работа марксистской школы заслуживает внимания. Следует пожелать, чтобы в дальнейшем выход в свет журнала был более регу лярным. Е. Титов. Shirokogoroff S. М. Northern tungus migra tions. in the Far East (Qoldi and their Ethni cal /Affinities). Широкогоров, С. М.— «Миграции север ных тунгусов на Дальнем Востоке» (голь ды и их этнические сородичи). (Из «Ж ур нала Северного Китайского Отдела К оро левского Азиатского Общ.» т Z VII. 1926 г. Стр. 123-183+карта). На страницах нашего журнала в свое время была дана информация о новых ан глийских работах по этнографии тунгу сов. Рецензируемый труд представляет с о бою оттиск из Шанхайского журнала «The journal o f the North China Branch of the Royal Asiatic Society», издава емого англичанами. Англичане проявля ют. недюжанный интерес к тунгусской народности! Книга Широкогорова, задуманная, как отзыв на труд Лопатина «Гольды» (Влади восток. 1922), превратилась в исследова ние о перегруппировках тунгусских пле мен в Манчжурии и в бассейне Амура. На основании анализа целого ряда о б ’ектов городского культурного комплекса, Ши рокогоров пришел к выводу, что эта на родность ,до сих пор относимая к южной ветви тунгусского племени (Шмидт, Лопа тин), в действительности образована вы ходцами северных оленных тунгусов, под вергшихся Влиянию палеазиатов, манч- жур и китайцев в бассейне Амура и Сун гари.- Передвижение племен и народов в рай оне Дальнего Востока представляется ан гору так: Северный Китай (бассейн реки Желтой) был метрополией тунгусской на родности. Многие элементы тунгусского этнографического комплекса показываю;, что тунгусы жили когда-то в стране с б о лее мягким климатом. Антропологические данные, по мнению Широкогорова, точно так же говорят о родстве тунгусского ти па с северными и частью с восточными китайцами. Из пределов реки Желтой пра- тунгусы в эпоху новокаменного века рас пространились к северу и к востоку. Их последний отряд остановился в горной Манчжурии по соседству с палеазиата- ми (предки гиляков, корейцев, м. б. ай нов?), которые заняли лучшие земли и водные пути. Мало-по-малу тунгусы сме шались с местным населением и вошли в соприкосновение с предками монголов и турок. Окруженные чуждыми племенами, они потеряли свою древнюю культуру, приняв в значительной мере образ жизни аборигенов. Так образовалась южная ветвь тунгусов. Медленно распространя ясь на север вслед за отходом палеазиатов, они, примерно, ко времени после X века встретились с первой волной северных тунгусов (предками гольдов, удэхэйцев и т. д.), которые уже подверглись палеазиаг- скему влиянию в бассейне Амура и Уссури. Культурное превосходство их (китайский комплекс) позволило им взять пришель цев под свой контроль. Столкнувшись с манчжурами, они подпали под их влияние. Манчжуры поглотили северных тунгусов, которые потеряли оленей и переняли манч журский язык и обычаи. Таким образом, гольды по своему прошлому были север ными тунгусами, может быть,- оленево
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2