Сибирские огни, 1927, № 1
пособия и хорошо выбрать места, пригод ные для переселения, 5) устроить агроно мическую организацию и мелкий кредит (725). Школа также—один из факторов надежного освоения новой территории. Необходимо помнить, что «дело не в на роде, а в обычаях и условиях жизни». К этому афоризму Воейкова можно д оба вить замечание Ленина: «Кроме закона, есть культурный уровень, который ника кому закону не подчинишь». Е. Титов. «Этнография».—Под ред. В. Д. Вилен- ского-Сибирякова, проф. Д. А. Золотарева, акад. С. Ф. Ольденбурга, проф. Б. М. С о колова и Л. Я. Штернберга. Ответ, ред. акад. С. Ф. Ольденбург. 1926 г. № 1-2. ГИЗ. Стр. 376. Ц. 4 руб. Тираж 800 экз. Русские этнографические журналы пре кратили свое существование в 1916 году. «Этнография» выходит в свет после 10-ти летнего промежутка, сменив соб ою ста рое «Этнографическое Обозрение» и «Живую Старину». Было бы Неправильно думать, что за этот промежуток русская этнография вообще не существовала. Журнал, к ото рый мы рецензируем, 180 страниц посвя тил обзору того , что за годы революции сделали этнографы Советского Союза. При этом обзор написан по необходимо сти, схематично; многие факты совсем не отмечены. Следует все же признать, что журнал дает хорошую опись поместной народоведческой литературы. Картина по лучилась внушительная. Без единого и планомерного руководства, растеряв все связи, без средств и моральной поддерж ки—русские этнографы не оставляли ра боты . В государстве, построенном на ува жении к национальным особенностям, в государстве, где почти 200 народностей, едва ли найдется настолько бестолковый общественный деятель, который бы стал отрицать важность этнографических изу чений. «Незнакомство с этнографически ми данными, непонимание быта, состоя ния и потребностей народа было у нас уже причиною многих административных и законодательных ошибок как по отно шению к инородцам, так и к собственной русской народности» (Анучин). Журнал ставит своей задачей: 1) да вать сводку того, что сделано за эти годы у нас и за границей; 2) разрабатывать вопросы методологии; 3) исследовать факты нового быта, переходные формы и пережитки старого. На первый случай эта программа вы полнена, главным образом, по части ин формации. Рядом с прямыми отчетами на эту тему (Зеленина, Ю. Соколова, Ж уко ва и др.) введен отдел (P e r son a lia ) , в котором пока дали сведения о своей ра боте 172 этнографа. Напечатана большая и' важная статья Л. Я. Штернберга—«С о временная этнология. Новейшие успехи, научные течения и методы». Автор с о о б щает о том, что за последние 10-12 лет сделано по теоретической и полевой этнографии за границей, излагает важней шие теории, подвергая их анализу. В о б ласти материальной культуры, по мнению автора, следует отметить непоколеби мость теории классической школы о воз можности двоякого происхождения оди наковых явлений—либо путем заимство вания, либо самостоятельно (Тейлор, Ба- стиан, Морган и др.). Процесс эволюции в творчестве культуры, осложненный в иных случаях фактами заимствования, многообразный в своих формах и проя влениях, в целом остается неопровержи мой тезой этнографической работы. Этно графия изучает процессы творчества, рас пространения и закономерного развития культуры. Очередная задача этнографа— Изучение фактов заимствования (пробле ма диффузии) на ограниченных терри ториях. Из круга вопросов духовной куль туры Штернберг рассматривает пробле му первичного мышления и вытекающих из нее вопросов религии и культа. Под вергнув основательной критике теории Маретта, Дюркгейма, Леви-Брюля, Вунд та и Фиркандта, автор возвращается к старым позициям Тейлора и Спенсера. «Законы мышления повсюду одни и те же». Жизненные процессы человеческих групп вращаются вокруг двух основных факторов: 1) взаимодействия внутри о б ществ в результате общих переживаний входящих в нее масс и 2) роли руководя щих личностей. Эти положения ново-пси хологической школы (Боаса) автор вы двигает в противовес изобретателям д о логического мышления. О собое место в статье отведено фрейдизму. Автор нахо дит, что с ролью бессознательного и вы тесненных представлений этнографу не обходимо считаться. Теория мифологии должна учесть фрейдовскую теорию сно видений. Этот обзор нашему провинциальному работнику-этнографу дает возможность хоть краем уха послушать, о чем говорят и что изобретают его заграничные с о братья. О движении европейско-американской этнографической мысли рассказывает Бо- гораз-Тан в статье^«ХХ1 конгресс амери канистов». Этнография краевых народов северо-восточной Азии .(падеазиатов) т е перь уже прочно вошла в сферу научно го ведения американистов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2