Сибирские огни, 1927, № 1

пособия и хорошо выбрать места, пригод­ ные для переселения, 5) устроить агроно­ мическую организацию и мелкий кредит (725). Школа также—один из факторов надежного освоения новой территории. Необходимо помнить, что «дело не в на­ роде, а в обычаях и условиях жизни». К этому афоризму Воейкова можно д оба ­ вить замечание Ленина: «Кроме закона, есть культурный уровень, который ника­ кому закону не подчинишь». Е. Титов. «Этнография».—Под ред. В. Д. Вилен- ского-Сибирякова, проф. Д. А. Золотарева, акад. С. Ф. Ольденбурга, проф. Б. М. С о ­ колова и Л. Я. Штернберга. Ответ, ред. акад. С. Ф. Ольденбург. 1926 г. № 1-2. ГИЗ. Стр. 376. Ц. 4 руб. Тираж 800 экз. Русские этнографические журналы пре­ кратили свое существование в 1916 году. «Этнография» выходит в свет после 10-ти летнего промежутка, сменив соб ою ста­ рое «Этнографическое Обозрение» и «Живую Старину». Было бы Неправильно думать, что за этот промежуток русская этнография вообще не существовала. Журнал, к ото ­ рый мы рецензируем, 180 страниц посвя­ тил обзору того , что за годы революции сделали этнографы Советского Союза. При этом обзор написан по необходимо­ сти, схематично; многие факты совсем не отмечены. Следует все же признать, что журнал дает хорошую опись поместной народоведческой литературы. Картина по­ лучилась внушительная. Без единого и планомерного руководства, растеряв все связи, без средств и моральной поддерж­ ки—русские этнографы не оставляли ра­ боты . В государстве, построенном на ува­ жении к национальным особенностям, в государстве, где почти 200 народностей, едва ли найдется настолько бестолковый общественный деятель, который бы стал отрицать важность этнографических изу­ чений. «Незнакомство с этнографически­ ми данными, непонимание быта, состоя ­ ния и потребностей народа было у нас уже причиною многих административных и законодательных ошибок как по отно ­ шению к инородцам, так и к собственной русской народности» (Анучин). Журнал ставит своей задачей: 1) да­ вать сводку того, что сделано за эти годы у нас и за границей; 2) разрабатывать вопросы методологии; 3) исследовать факты нового быта, переходные формы и пережитки старого. На первый случай эта программа вы­ полнена, главным образом, по части ин­ формации. Рядом с прямыми отчетами на эту тему (Зеленина, Ю. Соколова, Ж уко­ ва и др.) введен отдел (P e r son a lia ) , в котором пока дали сведения о своей ра­ боте 172 этнографа. Напечатана большая и' важная статья Л. Я. Штернберга—«С о ­ временная этнология. Новейшие успехи, научные течения и методы». Автор с о о б ­ щает о том, что за последние 10-12 лет сделано по теоретической и полевой этнографии за границей, излагает важней­ шие теории, подвергая их анализу. В о б ­ ласти материальной культуры, по мнению автора, следует отметить непоколеби­ мость теории классической школы о воз­ можности двоякого происхождения оди­ наковых явлений—либо путем заимство­ вания, либо самостоятельно (Тейлор, Ба- стиан, Морган и др.). Процесс эволюции в творчестве культуры, осложненный в иных случаях фактами заимствования, многообразный в своих формах и проя­ влениях, в целом остается неопровержи­ мой тезой этнографической работы. Этно­ графия изучает процессы творчества, рас­ пространения и закономерного развития культуры. Очередная задача этнографа— Изучение фактов заимствования (пробле­ ма диффузии) на ограниченных терри­ ториях. Из круга вопросов духовной куль­ туры Штернберг рассматривает пробле­ му первичного мышления и вытекающих из нее вопросов религии и культа. Под ­ вергнув основательной критике теории Маретта, Дюркгейма, Леви-Брюля, Вунд­ та и Фиркандта, автор возвращается к старым позициям Тейлора и Спенсера. «Законы мышления повсюду одни и те же». Жизненные процессы человеческих групп вращаются вокруг двух основных факторов: 1) взаимодействия внутри о б ­ ществ в результате общих переживаний входящих в нее масс и 2) роли руководя­ щих личностей. Эти положения ново-пси­ хологической школы (Боаса) автор вы­ двигает в противовес изобретателям д о ­ логического мышления. О собое место в статье отведено фрейдизму. Автор нахо­ дит, что с ролью бессознательного и вы­ тесненных представлений этнографу не­ обходимо считаться. Теория мифологии должна учесть фрейдовскую теорию сно­ видений. Этот обзор нашему провинциальному работнику-этнографу дает возможность хоть краем уха послушать, о чем говорят и что изобретают его заграничные с о ­ братья. О движении европейско-американской этнографической мысли рассказывает Бо- гораз-Тан в статье^«ХХ1 конгресс амери­ канистов». Этнография краевых народов северо-восточной Азии .(падеазиатов) т е ­ перь уже прочно вошла в сферу научно­ го ведения американистов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2