Сибирские огни, 1927, № 1
Кому это нужно? Изработавшиеся, исписавшиеся люди, молча уходят в дом отдыха, бросают писать, не подметая за собой крох. Если они интересны, то о б щество собирает их переписку, мысли и замечания. Шкловский виснет на читателе, как да ма бальзаковского возраста. (Тираж 5.000). «Вы мне обещали гениальность. Я не возвращаю вам подарка». (Возвратите его скорей, Шклов ский!). «Мне нужны ноля, нужны реаль ные вещи. Если не сумею увидеть их, то умру»... «Ты, Роман, «настоящий»... «Суди меня, Рома». «Скажи, мы на чем , поссорились?». Звучат чисто по-женски. («Письма ста реющей женщины к покидающему ее лю бовнику»). Оставаясь художником, можно не пи сать рассказов (романов); но худож е ственные сценки, мысли, собранные в книгу, требуют отбора. Жесткость х о рошего вкуса и упругая сжатость формы создадут образцы такого рода произве дений, как «Записная Книжка» Чехова. Оригинальное мировоззрение, доведен ное до предельной упругости сжатия, полнокровная страстность спасают «Уединенное» Розанова и, несмотря на множество недостатков (небрежность), заставляют считаться с ним в целом, как с художественным произведением. В «Записной книжке» Чехова нет ни едн о го «я», но все-таки это—весь Чехов, пахучая, невыдыхающаяся соль. Шкловский неполнокровен. Если бы его книжку, тщательно выполов, сократить в листовку, то она (листовка) была бы х о роша. «Соловьи запевают так громко, что можно было бы стрелять по голосу из-за горы орудиями». (91). «Я старался удержать осень. Она уезжала. Снимала с деревьев портьеры, бросала все на пол, укла дывала». (78). «Третья фабрика»—не упруга, она— большая бескостная, прогибающаяся рыба. «Красный слоник пищит. Все ре зиновые игрушки пищат, иначе за чем бы из них выходил воздух». (13). «У меня была серая кофточка (не люблю это го слова), с резинкой снизу. Шапка летом на резинке. Ре зинку я грыз. Чулки(П) были тоже на резинках, красных» и т. д. (18). Образцы краткости и вкуса. Такие образчики даже в большом сюжетном р о мане—непроходимо велики, а здесь? Побольше поговорить о немногом! Слог Шкловского отрывист, HCKJI лен; если он будет распространят создаст культуру дурного р у сск о г о1 Таким испорченным языком пока| шут только на багажных (Осторож . Лнгр.—Москва. Стекле Плавность письменной речи—el мия. Отрывистость создает ность чтения и утомляет, как зуб рога. Сущность книги (общее содержание) уничтожается путем трения и встряски самых противоречивых, плохо укреплен ных частей. (Д обро бы, если бы эти взбе сившиеся вещи, как на телеге, бешено сталкивались друг с другом). Но, нет! Это—книга утомленного человека, пропи танная ядом усталости. Заключаю рецензию текстами из Шкловского. «Я изобретатель в искусстве». (103). «Мне же судьба нужна, конечно, для третьей фабрики. А сюжетные приемы лежат у меня у дверей, как медная пружина у сожженного ди вана. Умялись, не стоят ремонта». ( 86 ). «Мне нужны поля, реальные ве щи. Если не сумею их увидеть, то умру». «Погляди мне в лицо, жизнь». (41) «Есть путь —■ пойти описывать жизнь и добросовестно искать, правильного мировоззрения». (84). Шкловский выбирает беспутицу. «Третьего пути нет. Вот по нему и надо идти... Путь третий—... из меняться, скрещиваться с материа лом, снова изменяться, скрещи ваться с материалом, снова обра батывать его и тогда будет лите ратура». (85). И тогда получится новая пустая книга. Ив. Бурков. Поэты декабристы.—Сборник под ре дакцией Ю. Н. Верховского. Гос. Изд. Москва—Ленинград. 1926 г.; стр 320. Наша историография до сих пор не располагает полным собранием стихо творений декабристов. До 1905 года с у ществовали только нелегальные загра ничные издания, по большей части, край не неудовлетворительные. В 1906 г. по явилось первое русское издание, под ред. И. И. Фомина: «Собрание стихотворений декабристов» в 2-х томах, очень скоро ставшее библиографической редкостью. Библиографической редкостью являются и издания отдельных авторов-декабри-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2