Сибирские огни, 1927, № 1

сделана и в зависимости от того, как она сделана, даем ей оценку. Нам надо раз и навсегда усвоить правило, что что и как неразделимы. Их синтез дает произведение искусства. Чем гармоничнее, чем полнее их слияние, тем совер­ шеннее вещь (роман, картина и т. п.). Мы, русские, не в литературе только, но и в общественной жизни, в лич­ ных отношениях, склонны пренебрегать этим как. Последствия от этого пре­ небрежения всегда плохие. За примером далеко ходить не надо. Часто наши демонстрации проходят, как самые заурядные, старые парады, часто они, имен­ но, так и организованы. Люди в колоннах идут тесно. Первые ряды душат задние пылью. Задние напирают на передних. Порядок ломается, колонны мнутся. Давка, духота. Ответственный организатор района не понял главного организатора, и колонна наваливается на колонну. Задние колонны так далеки от трибуны, что им ничего не слышно. Ораторы (их десяток) стараются перевыкричать то, что давно всем известно, что крупным шрифтом написано на красных полот­ нищах над площадью. В массах революционная радость, праздничная торжественность пропа­ дают. Результат— революционнейшее что сгублено архаическим как. Нет, нельзя пренебрежительно отмахиваться от тех, кто не мало пора­ ботал в области этого как. Нельзя быть неблагодарными тыловиками. Потом вообще наивно 'думать, что художник-реалист только добросо- •вестно зарисовывает «с натуры», что у него в картине все, как «в жизни». Реализм— это одна из высоких форм искусства. Реализм это не только что, но опять-таки и как. Фотография еще не является произведением искусства, и фотограф— не худслкник. У нас же часто путают реализм с фотографией или наоборот. Но, к счастью, в последнее время кое-где замечаются сдвиги в сторону признания литературы, как искусства. Недавно редакция «Советской Сибири» - собрала всех новосибирских писателей и предложила им заняться репортажем. Редакция, привлекая писателей к своей повседневной работе, сделала большое культурное дело— она признала действенную, организующую роль- искусства. Значимость этого предложения в том, что литература привлекает­ ся, как форма, как искусство. Ведь содержание репортерской заметки даст любой репортер. Писатель даст то же содержание, но в более высокой художе­ ственной, убеждающей форме. Предложение редакции «Советской Сибири» обязывает писателя тща­ тельно просмотреть свою форму, свое мастерство. Ему необходимо топор сменить на рубанок. Газетные статьи и заметки должны быть тщательно пригнаны друг к другу и заструганы, как торцы в мо­ стовой. * Газета должна выбрасывать в массы вещи, хорошо сделанные. Следова­ тельно, вопрос об улучшении качества газетной продукции поставлен свое­ временно. Писатель становится равноправным членом газетного коллектива. Он каждый день получает доступ к широкой аудитории. Он теперь уже не дачник, которого специальный дачный поезд (литературная страница) вывозил раз в неделю за город. Писателям остается только работать. Если они еще не в состоянии хо­ рошо сшить себе шубы, то надо чтобы пушные шкурки их материала не бы­ ли выпачканы в крови, чтобы на них не висели куски- мяса. Искусство ведь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2