Сибирские огни, 1927, № 1
коренаст. Свою фамилию он произносит через два эр. Эр хрустит у него на зу бах, как орех. В революцию он пришел из деревни в 17-м году с аттестатом об окончании двухклассного училища. Было ему тогда 17 или 18 лет. Кар- гополов комиссарил, учился в Гиже, работал в газете. Его сатирический замах дерзок и обещающ. Но у начинающего писа теля нет еще грамотности мастера. Он не знает, что значит композиция вещи. У него мало «выдумки». К сожалению, он много списывает «с натуры» и живых людей выводит, даже не сменив, а только слегка изменив их фами лии. Некоторые читатели почему-то считают его злым «выдумщиком». Каргополов молод, но уже порядочно поработал в совучреждениях. Советского бюрократа, служилую подхалимствующую мелкоту он знает и ненавидит. Огненная ненависть иногда застилает ему глаза, мешает видеть настоящих наших подлинных советских работников, строителей и организа торов... Коптелов— такой же крестьянин, но помоложе Каргополова, скло нен, наоборот, идеализировать город. Коптелову деревня намяла шею. Де ревня для него—бычье ярмо. Если бы смог человечьим языком заговорить яремный бык, он заговорил бы, вероятно, с коптеловским упорством о пользе машин, о светлой и освобождающей роли фабрик и заводов. Коптелов умеет ненавидеть. Темную, суеверную, сытую и косную де ревню писатель не щадит. Но творчество его не мрачно. Коптеловское отри цание свежо, убеждающе и светло, как его глаза и лоб. Коптелов не только отрицает, но и обладает редкой способностью утверждении. Технически писатель слаб. Но ведь он молод. Светлоглазый и светловолосый Максимилиан Кравков 18-ти лет от роду попал на каторгу. Его молодая ненависть окрепла в железе кандалов к камне стен одиночки. Он один, вырванный из партийного коллектива, из кол лектива тюремного (одиночка), должен был встретить угрозу смертной каз ни и четыре года просидеть за дверью, с которой никогда не снимался замок. Кравков стал идеалистом, индивидуалистом. В своих рассказах он бе рет сильного одиночку человека, выходящего на борьбу со зверем, себе по добным, или с целым коллективом. Пусть коллектив в конце-концов своей тысяченогой пяткой раздавит смелого одиночку. Одиночка, даже вынужденный пустить себе пулю в лоб или .проколоть свое сердце ржавым гвоздем, все же чувствует себя победителем. Он сам уходит от жизни, он никогда не дается в руки врагу. Он свободен. Какая це на этой свободе— дело другое. Сочувствие Кравкова всегда на стороне этого одиночки. Он рисует его сильным и дерзким. Сибирь нужна Кравкову, как препятствие (тайга, глубочайшие озера, бури, морозы). Он заставляет своих героев бороться не только с коллекти вом, но и со стихией. Сибирь Кравков любит, но, как чужеземец, старается одеть ее дикую в тонкие ткани романтизма. Леонид Мартынов сильно стучит огромными не по ноге английскими ботинками и оставляет на полу мокрые куски снега. Грудь он старается открывать по-матросски, но шея у него тонка. Голос не ровен, как ни хо чется поэту говорить только басом. Он еще растет вверх. Стихи у него твер ды на ощупь, но музыка их не окрепла, как голос, как грудь юноши. У Нины Изонги дергаются брови. Черты лица расплывчаты, взгляд рас сеян. От этого кажется, что лицо у нее все время меняется. Оно-—тд широ кое, то узкое, то полное, то худое. Оно плывет, как кинопортрет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2