Сибирские огни, 1927, № 1

В аренду на 3-х летний срок, считая с 1924 года, сдана Кичера с 20 верстного расстояния от устья до вершины. Постановлением Бурсовнарко- ма от 7 мая 1924 г. 20 верстная полоса Кинеры и Верхней Ангары, а также протоки Ангаркан, Дулешма и Власовская об’явлены заповедниками. В арен­ дованной же местности «по правилам рыболовства, составленным на основа­ нии постановления ВЦИК и СНК от 25 сентября 1922 г. и общих технических правил Главрыбы»— можно ловить поплавного омуля (выметавшего икру), пе­ регораживая неводами одну треть реки. В действительности же, как оно есть,— выясняется, что перегородив даже одну пятую реки за 20-ти верстной границей от устья Кичеры, можно перехватить всю рыбу, которая сплывает вниз. В аренду сдано как раз то, что сдавать не следовало. Дело в том, что омуль после икромета идет хвостом вниз, предоставляя себя на волю течения. Естественно, что наибольшая масса рыбы идет по наиболее быстрой части реки. Этой частью реки в верховьях Кичеры будет узкая борозда, прорытая течением. Арендатор, соблюдая все правила Глав­ рыбы, на глазах у рыбопромыслового надзора, эти правила охраняющего, пе­ регораживает неводами борозду, и вся рыба, вопреки Главрыбе, оказывается на берегу. Так направление омулевого хвоста посрамляет законодателей. Оказы­ вается, что иные законы об охране природы сконструированы так, что этой самой природе остаются только слезы. Душкачан. 1 еперь мы немного отдохнем от тревог рыбопромышленности и пушной торговли. Мы садимся в легкую лодку— однодеревку, выдолбленную из тополя,— ее называют здесь «стружок»— и проезжаем по реке Кичера 8 верст. Кичер- ский рукав Душкачан приведет нас в селение того же названия. Уже издали, завидев у подножия головокружительных гольцов на бере­ говой террасе кичерского лимана белую церковь и туманно-серые избы, вы ощутите род некоторого успокоения в своем отравленном сердце. Здесь причалили первые лодки казачьих завоевателей. Тунгусы били их лучным боем, но уступили пищалям, извергающим гром и молнию. Они выдали пришельцам соболей и женщин. В промежуток времени между 1740 и 1754 г. Нижне-Ангарские тунгусы обязаны были доставить «в казну» 2.565 соболей. Это— Русь пришла на восток. Душкачан— резиденция тунгусов Киндигирского рода. Два раза в год, к зимнему Николе и весной в апреле, сюда спускаются с гор оленные люди. Они называют себя народом овонки. Они сдают в Душка- чане пушнину и забирают припасы. Если есть водка— пьянствуют, устраивая скандалы. Они кричат о самоопределении и ругают «русских собак». Но это крики запоздалые. Сейчас за тунгусами закреплена обширная территория. Их охотничьи угодья никогда не охранялись так строго, как теперь. Но у тунгусов нет школы и кооперации. Посемейные списки киндигирцев показы­ вают отрицательный прирост. Расход на мертвых с избытком покрывается числом рождений, но в среднем, состав семьи 3,6 человека. Обо всем этом по­ говорим подробно, когда заедем в сердце северной Даурии. А сейчас нужно держаться в пределах спокойной изобразительности. Я начал о том, как оленные люди спускаются с гор. Женщины одеты в оленьи шубки с открытой грудью: тунгусы пришли с юга и костюм их совсем не отвечает требованиям сурового климата азиат­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2