Сибирские огни, 1927, № 1
В аренду на 3-х летний срок, считая с 1924 года, сдана Кичера с 20 верстного расстояния от устья до вершины. Постановлением Бурсовнарко- ма от 7 мая 1924 г. 20 верстная полоса Кинеры и Верхней Ангары, а также протоки Ангаркан, Дулешма и Власовская об’явлены заповедниками. В арен дованной же местности «по правилам рыболовства, составленным на основа нии постановления ВЦИК и СНК от 25 сентября 1922 г. и общих технических правил Главрыбы»— можно ловить поплавного омуля (выметавшего икру), пе регораживая неводами одну треть реки. В действительности же, как оно есть,— выясняется, что перегородив даже одну пятую реки за 20-ти верстной границей от устья Кичеры, можно перехватить всю рыбу, которая сплывает вниз. В аренду сдано как раз то, что сдавать не следовало. Дело в том, что омуль после икромета идет хвостом вниз, предоставляя себя на волю течения. Естественно, что наибольшая масса рыбы идет по наиболее быстрой части реки. Этой частью реки в верховьях Кичеры будет узкая борозда, прорытая течением. Арендатор, соблюдая все правила Глав рыбы, на глазах у рыбопромыслового надзора, эти правила охраняющего, пе регораживает неводами борозду, и вся рыба, вопреки Главрыбе, оказывается на берегу. Так направление омулевого хвоста посрамляет законодателей. Оказы вается, что иные законы об охране природы сконструированы так, что этой самой природе остаются только слезы. Душкачан. 1 еперь мы немного отдохнем от тревог рыбопромышленности и пушной торговли. Мы садимся в легкую лодку— однодеревку, выдолбленную из тополя,— ее называют здесь «стружок»— и проезжаем по реке Кичера 8 верст. Кичер- ский рукав Душкачан приведет нас в селение того же названия. Уже издали, завидев у подножия головокружительных гольцов на бере говой террасе кичерского лимана белую церковь и туманно-серые избы, вы ощутите род некоторого успокоения в своем отравленном сердце. Здесь причалили первые лодки казачьих завоевателей. Тунгусы били их лучным боем, но уступили пищалям, извергающим гром и молнию. Они выдали пришельцам соболей и женщин. В промежуток времени между 1740 и 1754 г. Нижне-Ангарские тунгусы обязаны были доставить «в казну» 2.565 соболей. Это— Русь пришла на восток. Душкачан— резиденция тунгусов Киндигирского рода. Два раза в год, к зимнему Николе и весной в апреле, сюда спускаются с гор оленные люди. Они называют себя народом овонки. Они сдают в Душка- чане пушнину и забирают припасы. Если есть водка— пьянствуют, устраивая скандалы. Они кричат о самоопределении и ругают «русских собак». Но это крики запоздалые. Сейчас за тунгусами закреплена обширная территория. Их охотничьи угодья никогда не охранялись так строго, как теперь. Но у тунгусов нет школы и кооперации. Посемейные списки киндигирцев показы вают отрицательный прирост. Расход на мертвых с избытком покрывается числом рождений, но в среднем, состав семьи 3,6 человека. Обо всем этом по говорим подробно, когда заедем в сердце северной Даурии. А сейчас нужно держаться в пределах спокойной изобразительности. Я начал о том, как оленные люди спускаются с гор. Женщины одеты в оленьи шубки с открытой грудью: тунгусы пришли с юга и костюм их совсем не отвечает требованиям сурового климата азиат
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2