Сибирские огни, 1927, № 1

ское наречие весьма свободно в образовании новых производных слов», хотя в нем и встречаются «слова обветшалые»). Рыбацкое дело и геологически, и нравственно, и с точки зрения промы­ словой ихтиологии основано на песке. Богодульство же обозначает, что не­ прочное счастье рыбака, зависит, главным образом, от бога, который может подуть или не подуть, завести омулевый гурт в сети или провести мимо. От­ сюда—фартовые или нефартовые столбы, приметы, порча, уроки, призоры, сглаз, словом—богодульство. Иногда счастье само лезет в боченок, и человеку кажется, что небо при­ двинулось к земле: бросай сходни и иди'к солнцу пить чай. Нынче осенью омуль после икромета шел так густо, что нес ни себе воду, которая кипела, и- людям надо было только тянуть и тянуть без конца это живое золото ив речки в бочку. Не хватало посуды для засолу, рыбу делили коробами, нерас- пластаиную везли по домам и там. солили в хлебницах, в квашнях, в ведрах, в корытах. Само собой разумеется, что старожилы «не помнят» ничего по­ добного вот уже 30 лет— такой «дурной» рыбы. Но иногда счастье приходит на костылях. В невод попадает больше ти­ ны, чем рыбы, и тогда отчаяние схватывает за волосы бедного человека, тогда все кажется невозможным и враждебным— природа, люди, правительство. Аренда кажется рабским оброком, попудные сборы безобразием, а. недреман­ ное око рыбного надзора— просто общественным бедствием. Тогда штрафы слетают на голову, как каменный дождь, и омуль, изловленный за ночь на запрещенной тоне, становится горько-соленым. Все в Нижне-Ангарском крае совершается под знаком омуля. При встре­ че здесь не говорят «как здоровьице», а— «как соловлица?». — «Да, ничего не содовили»,— отвечает приветствуемый. Здесь год разделяется не на 12 мес., а только на 5. 1. Вешнай—с 28 мая ст. ст. до Ильина дня; ловят летницу. 2. Осенний лов— с 25 августа до 5 октября; ловят ходового омуля. Прежде, лет 30 назад, омуль шел на икромет дней за 10 раньше. 3. Поплавная. Это выметавший икру, растрепанный тощий омуль. Обес­ силенный любовью, он катится вниз, отдаваясь на волю течения. Раньше ло­ вили поплавиую с 5 октября, теперь «обратный омуль катится»— числа с 15 4. Соровая рыба— по заморозку, подледная неводьба и сетенка в озе­ рах «по речкам»; неводом тянут в море сорожину. 5. Бармашевка— с декабря как станут губы» (залавы). Бармаш— это маленький рачек, которого ловят в озерках, его подсыпают в прорубь из бе­ рестяной коробки, спрятанной за пазухой; красный рачек собирает вокруг себя общество окуней, хариузов; человек подсовывает собравшимся обыкно­ венную уду и ловит настолько хорошо, что бармашевка считается промы­ словой рыбалкой. Этот способ ловли дает профессиональную вредность: ревматизм. В Байкале 21 порода рыб. Омулевые хвосты и законы о них. Байкальский омуль нерестует главным образом в двух местах: в Се­ ленге и в Ангарке— по Кичере и Верхней Ангаре. Так что от условий лова в Ангарске зависит благосостояние половины прибайкальского населения, ко­ торое живет по преимуществу рыбалками. Предполагается, что Селенга и Ангарск распределяют между собой омуля как-раз пополам. Между тем, Кичера и Верхняя Ангара находятся в безраздельном вла­ дении местного общества, которое является арендатором рыбалок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2