Сибирские огни, 1927, № 1
На археологической карте Сибири Горемыка могла бы занять почетное место. Физико-географические условия: близость к воде, постоянное солнце, защищенность от холодных сев.-зап. ветров, господствующее положение от носительно окружающей местности, близость всевозможных промыслов,— все это было причиной того, что Горемыцкую котловину, начиная с эпохи неоли та, последовательно избирали под свои жилища люди бронзового века, желез ного (носителями железного века могли быть тунгусы),— потом современные русские крестьяне, великоруссы северной закваски, обосновавшиеся здесь около ста лет назад. Человек каменной поры обладал безошибочным инстинк том селянина: его стоянки заселяются всегда вплоть до нашей гордой эры. Впрочем, гордость нашей эры совсем не обязательна для «отдельного гсремыцкого Самона Ихирит— Булагатского аймака». Древнее значение этих слов любопытно: сумои— по-монгольски значит сотня, эскадрод, аймак— род, поколение. Перед нами реставрация терминологии времен Чингис-хана. Но самонное иго не обижает великоросса, который занят своими делами. На костях долихокефалов неолита горемчане сеют яровые, всего до 45 десятин, столько же оставляют под паром и разводят скот. На весь сомон имеется шесть плугов. Пашут «рогалюхами», которые напоминают плуги, вы гравированные на скалах Швеции. Это, в собственном смысле, начало земле делия. Прогресс коснулся только сошника: кусок изогнутого дерева заменен куском железа. До-фараоновский Египет знал деревянный серп с кремневыми зубьями... Впрочем, время появления плуга в точности неизвестно. 150’ мужчин и 140 женщин отдельного горемыцкого сомона не внесли в способы земледелия никаких изменений, оставшись при доисторических формах хо зяйствования. Но их валовой заработок ежегодно достигает 50 тыс. рублей. Горемчан кормят: рыба, нерпа и пушнина. Земледелие и скотоводство существуют в ка честве подсобной статьи. — Тягостью не задавишь,—говорят они,— лишь бы строй был. Горемыцкие нерповщики славятся по здешним местам, как наиболее отважные, удачливые и уме/ше. В конце апреля, по старому стилю, так числа 23, они выезжают в открытое море на лошадях по гололядке. Они берут с собой лодки, лошадей возвращают домой и промышляют нерпу, гоняясь за ней по ледяному паркету на маленьких санках, замаскированных парусом. В мае начинает ломать лед. Нерповщики в лодках идут за льдинами. Если начинается буря, они поднимают паруса, и ветер, дикий и беспощадный ветер севера, гоняет лед и людей по тяжелой волне «священного моря». Нижне-Ангарск. Мы пришиваемся к берегу пристани Чичевки, столицы Нижне-Ангар ского края, самой северной пристани Байкала. За 7 суток наш пароход (система Фультона 1807 г.) навертел на свои невозмутимые колеса 932 километра. Мы в краю омулей и рыбных дел ма стеров, династия которых имеет за собой, по крайней мере, 150-ти летнюю давность. Династия эта выродилась. От старых рыбаков сохранились только ле генды и полусгнившие рыбоделы. Они имели по 20 неводов— все эти Свердлс вы, Русановы, Могилевы,— заезжали в Ангарск со своими судами, гружен ными товаром, мукой, тарой, людьми и вообще средствами производства. Между человеком, которого можно купить, и боченком, который тоже можно купить, разница не существенная. В Ангарске тогда было много рыбы и водки. Теперь не то. Теперь водки почти совсем нет, а самогон, которого вдоволь,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2