Сибирские огни, 1927, № 1

— Надо уметь нарушать цены и права. Например: если на Лене цена белке установлена в 1 р. 15 коп., а ря­ дом за хребтом по Байкалу— 1 р. 35 к., вы давайте ленцам 1 р. 30 к., и все понесут белку к вам. Просто— как карманная кража. У тунгусов единственное спасение—собственная кооперация, а рядом с ней школа и врачебно-ветеринарная помощь. У них нет ни одного грамотного, много туберкулезных, а их оленьи стада катастрофически сокращаются. Русско-английскому сырьевому о-ву до всего этого нет дела. Тунгус может от­ дать .последний беличий хвост и умереть. Беличий хвост поедет в; Лейпциг, в Париж, к нему будут прикасаться самые нежные и легкие пальцы, а тунгуса подвесят к дереву, вместе с его старой винтовкой, потому что белку надо промышлять и на том свете, где каждый заботится сам о себе— сородичи уплатят долг мертвеца и будут ждать своей очереди. Пушная анархия срывает нашу национальную политику. Туземцы вла­ чат жалкое существование на границе животного и человеческого. Г оремыки. Человек, который придумал для поселка Горемыки такое название, не­ сомненно, был лишен «чувства природы». Эта одна из самых очаровательных деревушек прибрежной полосы Байкала. Кинооператоры сюда не доезжают (далеко), а между тем, Байкал хорош только на севере. Пароход швартуется в глубоком заливе (в .губе»), защищенном от се­ верных ветров утесом Лудор, который обрывается в море отвесной каменной стеной, а на юго-восток сбегает широкой прибрежной террасой, перехвачен­ ной пашнями, огородами и единственной улицей поселка «Летники». На вершине Лудора находятся остатки городища железного века. Север Байкала в археологическом отношении не изучен. Горемыцкие памятники старины попираются копытами коров, которые равнодушны. Здесь много шлифованного нефрита и орудий из бронзы. Может быть, это обломки культуры, которая в Западной Сибири датируется половиной третьего тысячелетия до нашей эры; с ней связан блестящий период сибир­ ской доистории, когда начинается первое влияние Сибири на запад в области распространения техники. Это был первый культурный луч, проникший из-за юр Урала в российскую равнину и, впоследствии, в расцвет бронзы, распро­ странившийся до венгерских степей... Городище на Лудоре состоит из двойных валов, выбитых в каменистом грунте утеса; они идут полукругом, срезанным по хорде отвесными скалами, и по наружному борту завалены огромными камнями. Когда-то здесь был сторожевой пост или убежище для защиты от диких зверей. Впрочем, неко­ торые археологи полагают, что это был всего лишь... загон для скота. Подобных городищ в Сибири не мало, что дало повод французскому археологу Жаку це-Моргану, славному исследователю Элама и южного Кавка­ за, предположить, что «обыкновение селиться на высоких местах, сооружить акрополи, окруженные стенами, повидимому, принесено «народами, пришед­ шими из Сибири, т. к. все крупные города, основанные народами древнего происхождения, расположены в долинах по течению рек: Фивы, Абидос, Мем­ фис, Ур, Урук, Вавилон, Сузы расположены на равнине, тогда как Рим, Афи­ ны, Экбатаны, Ализ и множество других городов и бургов, основанные ново- пришельцами, или имеют свои акрополи, или сами целиком сооружены на возвышенностях» (Доисторическое человечество, 1926 г., стр. 191-192).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2