Сибирские огни, 1927, № 1
— Надо уметь нарушать цены и права. Например: если на Лене цена белке установлена в 1 р. 15 коп., а ря дом за хребтом по Байкалу— 1 р. 35 к., вы давайте ленцам 1 р. 30 к., и все понесут белку к вам. Просто— как карманная кража. У тунгусов единственное спасение—собственная кооперация, а рядом с ней школа и врачебно-ветеринарная помощь. У них нет ни одного грамотного, много туберкулезных, а их оленьи стада катастрофически сокращаются. Русско-английскому сырьевому о-ву до всего этого нет дела. Тунгус может от дать .последний беличий хвост и умереть. Беличий хвост поедет в; Лейпциг, в Париж, к нему будут прикасаться самые нежные и легкие пальцы, а тунгуса подвесят к дереву, вместе с его старой винтовкой, потому что белку надо промышлять и на том свете, где каждый заботится сам о себе— сородичи уплатят долг мертвеца и будут ждать своей очереди. Пушная анархия срывает нашу национальную политику. Туземцы вла чат жалкое существование на границе животного и человеческого. Г оремыки. Человек, который придумал для поселка Горемыки такое название, не сомненно, был лишен «чувства природы». Эта одна из самых очаровательных деревушек прибрежной полосы Байкала. Кинооператоры сюда не доезжают (далеко), а между тем, Байкал хорош только на севере. Пароход швартуется в глубоком заливе (в .губе»), защищенном от се верных ветров утесом Лудор, который обрывается в море отвесной каменной стеной, а на юго-восток сбегает широкой прибрежной террасой, перехвачен ной пашнями, огородами и единственной улицей поселка «Летники». На вершине Лудора находятся остатки городища железного века. Север Байкала в археологическом отношении не изучен. Горемыцкие памятники старины попираются копытами коров, которые равнодушны. Здесь много шлифованного нефрита и орудий из бронзы. Может быть, это обломки культуры, которая в Западной Сибири датируется половиной третьего тысячелетия до нашей эры; с ней связан блестящий период сибир ской доистории, когда начинается первое влияние Сибири на запад в области распространения техники. Это был первый культурный луч, проникший из-за юр Урала в российскую равнину и, впоследствии, в расцвет бронзы, распро странившийся до венгерских степей... Городище на Лудоре состоит из двойных валов, выбитых в каменистом грунте утеса; они идут полукругом, срезанным по хорде отвесными скалами, и по наружному борту завалены огромными камнями. Когда-то здесь был сторожевой пост или убежище для защиты от диких зверей. Впрочем, неко торые археологи полагают, что это был всего лишь... загон для скота. Подобных городищ в Сибири не мало, что дало повод французскому археологу Жаку це-Моргану, славному исследователю Элама и южного Кавка за, предположить, что «обыкновение селиться на высоких местах, сооружить акрополи, окруженные стенами, повидимому, принесено «народами, пришед шими из Сибири, т. к. все крупные города, основанные народами древнего происхождения, расположены в долинах по течению рек: Фивы, Абидос, Мем фис, Ур, Урук, Вавилон, Сузы расположены на равнине, тогда как Рим, Афи ны, Экбатаны, Ализ и множество других городов и бургов, основанные ново- пришельцами, или имеют свои акрополи, или сами целиком сооружены на возвышенностях» (Доисторическое человечество, 1926 г., стр. 191-192).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2