Сибирские огни, 1927, № 1
Огэл—огэй, Оагу—гэлей! У девушки с черными глазами,— Оленица двухлетка,— Груди заманчивы! Кто разделит с ней счастье? Кто усладит ее? Огэл—Огэй, Оагу—гэлей... В полдень мы пошли за море. Пушных дел мастера. Пока мы идем за море, в каюте второго класса (3-й класс— палуба) протекает оживленная дискуссия на тему: «не обманешь— не продашь». Вот итоги этой дискуссии. Прибайкальские тунгусы с момента образования Бур.-Монгольской Республики отошли от Забайкалья в лоно этой республики. К началу минув шего пушного сезона (25-26 год) они в отношении снабжения были предо ставлены опеке, примерно, 25 агентов, что в среднем составляет 7 ружей на одного агента. В силу создавшегося положения» агенты вступили между со бой в «здоровую конкуренцию». Некоторые организации, например, РАСО, как я сказал, заключают до говор с целым родом. Организация выговаривает себе «преимущественное право скупки пушнины». При этом, за долг отдельного родовича отвечает весь род. Человек умирает, но его долговая расписка остается, и долги умер шего раскладываются на сородичей. Род, т.-е. тунгусы в целом, в силу дого вора, «.разработанного» писарем и агентом фирмы, платят долги также и за живых, но неисправных плательщиков— родовичей. Агенты шныряют всюду и раздают авансы направо и налево. Некоторые охотники берут «аванец» во всех организациях разом. Многие, забрав продукты и огнеприпасы в одном месте, сдают пушнину в другом. Бывает, что какая-нибудь организация, пре вратившись из торговой в кредитно-ссудную по преимуществу, «ликвидирует дело». Тогда ее фантастическое имущество, развешенное по сучкам в виде умопостигаемых беличьих хвостов, переходит к той организации, которая приняла «дела» первой. Новая организация записывает старую сумму долга и дает долг «по новой». Долги передаются по наследству, как заразные болезни. После ликвидации в декретном порядке дореволюционной задолженности се- веро-байкальские тунгусы киндигирското рода за последние 2-3 года накопи ли до 10 тыс. руб. новой. Агенты организаций, как видите, насадили в тайге кабальную практику ответственности общества за отдельного члена, существовавшую при крепо стном праве. Сходство с временами царя Гороха увеличивается еще больше бла годаря тому обстоятельству, что госфирмы исключили из торгового обихода де нежные знаки, введя расчет на белку. Это из эпохи «Русской Правды» Ярослава Мудрого, финансовая система X II века: «а пять ногат за лисицу, а за три лисицы 40 кун без ногаты»... Агенты честно зарабатывают своп хлеб. Они знают, что если центр «со- пасовал и контактировал», то все остальное пустяки. — Тунгусы голодают? Это дело центра. Не могу же я снимать факто рию. Мне поручено дело, я его должен выполнить. Прав будет тот, кто больше заработает. Аргумент соболиной шкурки рассеет все недоразумения. — Но позвольте, как можно заработать больше других, если существуют синдицированные цены и равномерное распределение п|лав?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2