Сибирские огни, 1927, № 1
Северная Даурия. (Путевые заметки). Е. Титов. На крайний север Байкала. Колесный пароход № 221, бавший «Лейтенант Малыгин», а теперь «Лейтенант Шмидт», отправился в кругобайкальский рейс в ночь с 13 на 14 сентября. Мы буксуем баржу с мукой, мануфактурой и «тяжеловесом». Баржа да ет осадку на 12 четвертей, в ней не менее 14 тысяч пудов груза. Идем верст по 10 в час, всего пути 1.000 километров. Присчитайте сюда же 5-6 остановок, «отстой» на погоду, и у вас получится хорошая неделя осен него неспокойного путешествия по этому озеру-морю, которое рычит в своих горах, как медведь в берлоге, укладываясь на зимовку. «Погоды» еще не было, вторые сутки идем по «барашкам». В зубы дует «верховичек», северо восточный ветер, пропитанный запахами вечных «голь цов», омулевых рыбалок и первых заморозков. На Байкале все совершается под знаком омуля. У жителей ново-каменного века байкальского побережья каменные изо бражения рыб были предметом культа. Старые байкальские омулятники, славные горлохваты прошлого века, разбогатевши на омулях, строили храмы. И вонь рыбьих потрохов мешалась с запахом росного ладана и получалось очень хорошо: бог на небе—рыбодел на земле, а все остальное можно было нанять, продать, разорить. Прибайкальский мужичек имеет в году три урожая: он снимает два хода омулей и жнет своим чередом посеянный хлеб. Хлебосеяние по Байкалу является этнографическим пережитком, как у нас пуговки на рукавах сюртука: когда-то они были необходимы эти пуговки при верховой езде, чтобы не застегивать пышные борты обшлагов. Мы верхом теперь не ездим, обшлага наших рукавов не пышные, а сюртук без «пуговок» на том месте, где они совсем не нужны, носить «не принято». На Байкале хлеб родится туго. Согласно Шостаковичу, этот удивитель ный пресноводный водоем, значительно умеряя годовые колебания температу ры своего побережья, как раз для периода вегетации (с мая до сентября), дает низкую температуру. На Байкале только зимой теплее, чем за 100 верст от него.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2