Сибирские огни, 1927, № 1

приятия огромной ценности*), имеющей оплодотворяющее значение для хо­ зяйственной жизни Манчужрии и для Уссурийской части Приморья с его глав­ ным ключом к морю-— Владивостоком. Но было- бы- неправильным, говоря о коммерческом значении КВжд, пересекающей поперек Манчжурию и прохо­ дящей во многих местах почти параллельно нашей границе с Китаем, затуше­ вывать ее стратегическое значение с точки зрения обороны дальневосточной окраины Советского Союза. Но это стратегическое свойство дороги при Со­ ветско-Китайском управлении диаметрально противоположно роли, которую дорога играла в дореволюционное время. Царское правительство, строив до- рогу, руководствовалось не коммерческими перспективами, а, главным обра­ зом, соображениями захватнического характера: стремлением расширит; свое влияние на северной и, южной Манчжурии.. Своим восточным и южным отрезком дорога целиком и полностью отвечала только интересам наступа­ тельно-захватнической политики царской России на Дальнем Востоке. СССР, между тем, не имеет и не питает никаких захватнических ин­ тересов в Китае. Отпадает, следовательно, военно-наступательная роль доро­ ги. Если эта дорога имеет в настоящее время некоторое стратегическое зна­ чение, так только в смысле обороны наших дальневосточных окраин. Истори­ ческий опыт показал, что во время интервенции Сибири и Дальнего Востока КВжд являлась плацдармом формирования белогвардейских отрядов против СССР. В равной мере это значение дороги было учтено Англией, Францией, Японией и Америкой, использовавшими ее, как орудие борьбы с Красной ар­ мией. С большим или меньшим вероятием история может повториться, если дорога, паче чаяния, попадет в руки одного или нескольких империндиетиче­ ских государств. Чтобы до некоторой степени гарантировать себя на будущее и парали­ зовать эти возможности, правительство СССР определенно- и точно огово­ рило по советско-китайскому договору пункт о недопущении на территории КВжд и Манчжурии враждебных нам группировок и огранизаций, могущих угрожать мирному труду наших дальневосточных окраин. И наряду с этим советское правительство согласилось на досрочный выкуп дороги (срок пере­ хода дороги в собственность Китая уменьшен с 80 до 60 лет), но при усло­ вии, что выкуп может быть произведен только китайским капиталом. Эти пункты, разумеется, только до известной степени гарантируют СССР против превращения дороги в орудие империалистических государств, ибо уроки *) Материальная ценность Китайско-Восточной железной дороги опреде­ ляется в следующих цифрах: 1. Первоначальная стоимость дороги (за исключением южной линии, перешедшей к Японии) 835.662.907 руб. 2. Дополнительная стоимость сооружений дороги (расход по усилению и провозной способностид о р о г и ) ............................ 122.142.533 » 3. Расходы по улучшению дороги иновыер а б о т ы 9.079-231 » 4. Ссуды, приплаты и проценты на задолженность русскому правительству......................... 70.732.362 » 5. Дефицит от эк спл оатации ............................................................... 164.125.264 » В с е г о 1.201.741.297 руб. См. книгу Михайлова: «Что происходит на КВЖД». Госиздат. Там-же выдержка из речи Карахана: «Возвращение дороги в 1924 г. СССР составляло один из наиболее замечатель­ ных фактов возвращения советского имущества, раскраденного империалистами, ко­ торые пытались использовать его против рабочих и крестьян СССР». »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2