Сибирские огни, 1927, № 1
яснить такой успех идеи выставки среди местных художников, давших неожиданное для Сибири количество экспонатов (до 500). Нужно при знаться, что и на этот раз не все художники участвовали в ней, но вряд ли нужно искать причины их воздержания в принципиальной плоскости; скорей всего об‘яснить его можно частью недоверием к своим силам, частью непривычкой к общественным выступлениям, т.-е. не изжитым еще узким индивидуализмом, или, наконец, просто косностью их; об этом можно пожалеть и нужно пожелать об ществу на будущей большей энергии к привлечению всех ин тересных работников, живущих по своим углам. Правда— прин цип такой широты, какую выдвинуло об щество «Новая Си бирь», имел свои дур ные последствия: на выставке можно было видеть ряд старых, скучных работ, утра тивших всякий инте- •рес по их академи ческой невыразитель ности; но неграмот ных работ—за очень редкими исключения- В. Анисимов. Пильщики (линогра вюра). ми— почти не было. И даже эти экспона ты не тревожили, если вспомнить, что данная выставка была первой попыткой выявить все возможности, имею щиеся в наличности на местах, в смысле умения и дарования, и эта цель окупала отмеченный нами в выставке недостаток. Отрадно то, что ни один профессиональ ный халтурщик не посмел появиться на ней, так что уже с первого года прояви лась одна положитель ная сторона выставки, -отбор: нужно наде яться, что с каждым годом этот отбор будет углубляться, если не созна тельным повышением требований жюри, то просто силою вещей, так как всякая выставка является наилучшей формой отбора сильных и мощным толчком к росту слабых: все случайное, бессильное, малокровное постепен но отпадает, остается и сплочается только жизненное и органически вросшее в искусство. Так что через несколько лет сибирская обще ственность будет точно знать наличный кадр квалифицированных художни- ков-специалистов, и те ненормальности и ошибки, на которое мы указы вали выше, постепенно изживутся. По общему эстетическому уровню, сибирская выставка была, как говорится, —обыкновенной, т.-е. ничего исключительного, как явление искусства, из себя не представляла. Исключительность ее нужно искать, прежде всего в том, что она создана в условиях таежной Сибири, где, казалось, нельзя было ожидать интересных работников искусства, да еще, пожалуй, в том, что все работы созданы в условиях послевоенной разрухи и тягот революции (материальная необеспеченность, отсутствие на рынке материалов, жилищная теснота и т. д.). В этом отношении выставка— прямо утешительное явление: значит «жив курилка», не ослабла в нем творческая сила, значит—любовь к своей специальности до влеет над всеми трудностями и убирает с пути все препятствия. А сколько молодых мощных дарований растет по глухим уголкам Сибири! Вот в этом главная значительность выставки; и права была сибирская общественность, окружившая ее атмосферой участия и сочувстия, как выходящий из ряда обыкновенных факт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2