Сибирские огни, 1927, № 1
стижениями их). Но новый вход содержания в форму был тяжким, тем более тяжким, что содержание было полно пафоса. С экспрессионизмом мы близки к «предтече» всякой эпохи возрождения, к примитиву, и при митивизм— уже достояние наших дней; о нем говорит Петров-Водкин, о нем говорит Филонов, к нему подходит Шухаев и т. д. «Исполнились все времена», период восстановления утраченных форм изобразительного искус ства, антитеза, заканчивается, наступает время «синтеза», мы живем в преддверии величайшей эпохи возрождения, тем более что мироотношение нашей эпохи наиболее благоприятно для грядущего расцвета. С христиан ским мировоззрением мы покончили, покончили с отвращением к «языче скому миру», покончили с «царствием божиим, которое внутри нас.»... Мы живем в эпоху, когда человек с новой любовью, новыми глазами жадно и дерзко исследует вновь открытый им окружающий его внешний мир. Не может быть лучшего положения, не может быть ситуации более благоприятной для расцвета наук и искусства! - Какая же форма будет в эту эпоху? Некоторые определяют ее как «неореализм» или «нео-классицизм»; но самые термины—реализм и клас сицизм несут с собой столь одиозное содержание, что мы воздержимся от них и просто скажем: это будет «Искусство Новой Эпохи Возрожде ния». И тогда в первый раз идеалы прошлого будут идеалами прошлого, вместо того, чтобы быть, как это было до сих пор, идеалами будущего: историческая анамалия эта исчезнет, и во образе «Нового Искусства» начнется новый цикл развития его. С другой стороны— пора покончить с беспочвенным, чистой идеалистическим подходом к формам искусства, в роде того, что «футуризм и другие измы суть чирьи на разлагающемся бур жуазном теле», или что «реализм есть единственно приемлемая для про летарского «реалистического» государства; это как раз образец упро щенной консепции марксизма». Итак, мы понимаем период от «первого революционера» Делекруа до наших дней, как период накопления опыта, период лабораторной проработки всех элементов, из которых слагается художественное произведение в его формальной части; и если говорить о «культурном наследстве» в изобразительном искусстве, то нужно понимать под ним всю совокупность достижений в форме за последние сто ле т развития ею*). По этому принципу—с нашей точки зрения— должно быть и по строено художественное образование специалистов ИЗО и художественное воспитание масс, и именно— нужно не спускаться до масс, отстающих на 50 лет (не более ли?), а подтягивать их до современного искусства и развития форм его. А если выдвинуть критерий «понятного», то и ту т с современной, правда, намечающейся только, формой— примитивизмом— по дойти к ним будет легче, чем с реализмом, формой чрезвычайно сложной и малодоступной неквалифицированному зрителю. Но вернемся к первой сибирской выставке. Теперь, когда мы уста новили основные принципы проблемы формы, нам будет легко подойти и к эстетической оценке ее. Что в ней привлекает прежде всего, это— как раз—признание принципа неотделимости формы от содержания. Общество художников «Новая Сибирь» взяло курс правильный; этим и можно об‘- *) Интересны подтверждающие наши положения факты: открытие «Музеев жи вописной культуры» и «Институтов живописной культуры» в Москве и Ленинграде. Равным образом—политика партии в отношении искусства, принцип крайней осто рожности в вопросах формы, с нашей точки зрения.—самый правильный, диктуется исторической необходимостью; случай с АХРР'ом в счет не идет: история выправит линию и тут. Да и на V I I I выставке АХРР уже был «формальный раздел», —симптом многозначительный.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2