Сибирские огни, 1927, № 1
Проследим подробнее этот путь, от экономики к формам изобрази тельного искусства. Формы экономических отношений определяют со циально-политический строй, определяющий со своей стороны «психику» общественного человека, его идеологию, создавая миропонимание через наличную сумму знаний данного периода, которая неизбежно определяет мироотношение ею (в форме любви или отвращения к изучению внешнего мира). Мироотношение же его стоит в прямой связи с развитием форм искусства, т.-е качество— «я знаю»— определяет качество— «я вижу», что и выражается в расцвете или падении форм искусства. Возьмем примеры: палеолит оставил нам искусство, находящееся на большой формальной высоте; об'ясняется это тем, что в этот период человек вел охотничий образ жизни, вызывающий необходимость больше «видеть», чем «знать», период же неолита, перехода к пастушескому образу жизни, открыв че ловеку возможность размышления на досуге, усилил элемент «знаю», что, естественно, повело к падению форм искусства, выпятив на передний план содержание*). Равным образом расцвет греческого искусства совпадает с расцветом положительных наук, когда исследовательский метод стано вится фундаментом познания мира; наоборот— христианство с его пропо ведью «царствие божие внутри вас», с его ненавистью к радостям «языче ской» жизни, с его взглядом на женщину, как на «порождение дьявола» («Аще око » (!!) твое соблазнит тя, из'ими» и т. д.), привело к полному падению форм изобразительного искусства. Наконец—эпоха итальянского возрождения искусств совпадает с эпохой возрождения положительных наук и исследовательскою метода. Последующий же за этой эпохой ака демизм, сущность которого так ярко выразил Винкельман («Один только путь и есть в искусстве для того, кто хочет стать великим... это путь подражания»), подменив непосредственно исследование традицией подра жания, которое неизбежно ведет к потере**) понимания первоначальных импульсов композиции и художественной обработки поверхности холста; отсюда и консервирование содержания: христианская и греческая, закон ная н соответствующую эпоху мифология, по инерции докатывается до конца XV III столетия; что касается формы, то к этому периоду было утрачено все: воздушная и линейная перспектива стала традиционной наукой, форма сделалась бездушной, конструкция предметов выпала, локальный тон был заменен условным, академическим, исчезли понимание и любовь фактуры вещей мира, фактура поверхности изображения была подменена академической манерой и даже технология материалов (их физические и химические свойства) была утрачена. Таким образом,перед нами развертывается картина несоответствия между развитием произво дительных сил и развитием искусства человеческого общества (в виде самостоятельной кривой под'ема и падения), что может служить прекрас ной иллюстрацией положения Карла Маркса: «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета не стоят ни в каком соотношении с общим развитием общества также , как и развитие мате риальной основы его». Неолит, будучи шагом вперед в развитии мате- *) Ферворн в речи на с'езде психологов («Статьи и речи») приводит рисунок этого периода.—очень слабый фармально,—изображающий вместе с внешним видом оленя и его «душу». **) Ферворн приводит такой пример: он дал одному мальчику срисовать рису нок оленя, затем копию передал второму, копию второго передал третьему и т. д. до двенадцатого мальчика, и когда сравнил - первоначальный рисунок с последней копией, то убедился, что она только с трудом может быть признана рисунком, изо бражающим оленя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2