Сибирские огни, 1927, № 1
НА ПЕРЕВАЛЕ . ] 65 Тэн выдвигает фактор геогра фический, Винькельман—факторы ре лигиозный и политический, Фриче и другие— фактор экономический. Разберемся в них в порядке их последовательности. Было бы абсурд ным отвергать влияние географическо го фактора на развитие форм искус ства, с другой стороны—не менее рискованным было бы и признать,его «основой, вечным фактором», как его считает Тэн. Наоборот, принимая его, мы все же чувствуем необходи мость ввести в него ряд ограничений. Прежде всего, подпадает под подозре ние «вечность» этого фактора; разве не ясна теперь для нас постепенная перемена климата местности, в которой живет человек? А те перемены в природе, которые вносит в нее он сам? Стоит вмешаться в жизнь нашей,— ну, хотя бы— индустриализации, как биологические условия развития человеческого рода 'коренным образом из менятся. Во-вторых, может ли географический фактор считаться «основой», «надстройки»? Как же тогда об’яснить, что благоприятный климат («куль тура тела») действовал только на расцвет искусства в Греции и не действо вал в Центральной Африке? Наконец, почему он не действует в современной нам Греции, где сейчас нет никакого искусства? Значит, за «основу», да еще «вечную», он принят быть не может; относительно же влияния его на форму искусства, повторяем, бесспорно. Гораздо проще оценить значение факторов религиозного и политиче ского, если сойти с идеалистической позиции и согласиться, что и тот и дру гой— только производное от «основы», от экономики, определяющей и со циально политический строй общественного человека, и его идеологию, от ражающую этот политический строй (в том числе и религию). Остается сама «основа»; бесспорность ее влияния на все виды челове ческой деятельности— очевидна, но влияние ее на формы искусства, «над стройку», наиболее отдаленную от экономического базиса," проследить чрезвычайно трудно, и упрощенная концепция некоторых марксистов здесь менее допустима, чем где бы то ни было. Тем более, что между перво начальным, «основным» фактором и художественным оформлением поя вляется еще новая единица—человече ский мозг, биологический организм, имеющий свои биологические законы. Таким образом, схема— биологи ческий организм плюс биологические и экономические условия существо вания его—кажется нам полной. Влияние биологического фактора в особенности проявляется в отно шении изобразительных искусств, так как на пути от первоначальной «основы» к этой «надстройке» он на- н Нагсрская. Рыбацкий пейзаж {гравюра иболее смежен с ней. на дереве).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2