Сибирские огни, 1927, № 1

сутствие необходимых материалов*), невероятные для выполнения спе­ циальной работы квартирные условия (теснота, холод, отсутствие нормаль­ ного света, шум и т. д .**). А тяга к органической работе— «аппетит при­ ходит во время еды»— росла... Тем нестерпимее показалось так жить и ра­ ботать. «Так дальше нам оставаться на меже общественности нельзя; лед, от­ деляющий нас от нее, надо проломить; надо отмежевать себя от вредной прослойки халтурщиков, соединиться в коллектив и выявить свое обществен­ ное лицо, иначе— гибель»— вот, приблизительно, чем жили лучшие худож­ ники на местах, перед выставкой и с’ездом, вот в какой атмосфере они со­ здались. Несомненно, те же импульсы создали мощное движение среди худож­ ников центра: организация А Х Р Р ’а и ОСТ ’а, как и организация «об-ва рус­ ских скульпторов» и других («Бытие», «Маковец» и т. д.), симптоматичны и встретили мощную поддержку со стороны советской власти. К счастью, и рудоводящие круги Сибкрая тоже учли момент и как ма­ териально, так и морально много помогли устроителям выставки и с’езда, правлению об-ва художников «Новая Сибирь». Все последствия этого шага сейчас даже трудно предвидеть, но, если принять во внимание, что и выстав­ ка работ и с’езд художников Сибири проходят в таком масштабе впервые, то не будет большим преувеличением назвать эти два явления исторически­ ми, определяющими надолго развитие сибирского искусства. Кстати и о сим­ бирском искусстве. Можем ли мы ставить вопрос о- нем, как об искусстве особом, отдельным от искусства СССР? Нам хочется, не касаясь этого во­ проса во всей полноте, поделиться только некоторыми соображениями и со­ поставлениями: Гогэн, чтобы проделать свою работу, удалился на о. Таити, в первобытные условия, в условия первобытного; искусства; обескровленная, отощавшая Европа, в поисках новых девственных сил, увлекается искусством негров; искусством негров интересуются и у нас в СССР (см. труд Матвеи), наконец, со времени изучения народной песни Глинкой начинается расцвет русской музыки. Очевидно, что античный миф об Антее, получающем силы от прикосновения к Матери-Земле, является символом необходимости слия­ ния творца с массой. Не живем ли мы, сибиряки, в условиях, подобных усло­ виям Гогэна, и соприкосновение с первобытным искусством нацменьшинств, роскошью природы и своеобразием сибирского быта не дадут ли нового здо­ рового взлета вверх сибирского искусства? Мы, со своей стороны, в этом крепко убеждены. Во всяком случае, никак нельзя отрицать, что эти элементы создают обстановку необычайно благоприятную для развития его; и в то время, как у нас в центре и на Западе художники,— в поисках новых форм— питаются музейным материалом, мы можем изучать этот материал в его естествен­ ной обстановке. Итак, с’езд и выставка не были случайными явлениями, а выросли из потребности художника к созданию единого1коллектива специалистов ИЗО, путем подведения итогов на выставке, из желания прорвать окружения об- _______ |я/ „ *) Художник И. (Томск) продал самовар, чтобы закупить живописные мате­ риалы, худ. Т. получил пособие (20 р.) о т об-ва «Новая Сибирь», чтобы закончить свою работу. **) Условия жизни и работы художника прекрасно переданы в картине Петра­ кова—«Семья художника».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2