Сибирские огни, 1927, № 1

тельной форме совсем (литературные сюжеты). И если серьезный специа­ лист' У... указывал на эти трудности, то заказчик пожимал плечами и кивал на патентованного халтурщика: «Вот X... говорит совсем другое», и X... по­ лучал заказ, а У... подпадал под сугубое подозрение. Ну, делали эти X... «ма­ шины!»*). Это было «лучшим» случаем для художника; худшим было, когда из побуждений голода, У... все же брал заказ и силился изобразить изобра­ жаемое словом, а не кистью, сознательно» уже понижая качество художе­ ственной продукции. Гибельнее всего это положение отразилось на молодежи, еще не окрепшей и, естественно, вростаюгцей в новую «традицию», вернее— прини­ мающую аномалию за таковую. Не менее вредным последствием халтурщины и злостной конкуренции было падение оплаты за труд художника: из-за куска хлеба, цены сбивались до смешных размеров**); влияло на падение цен, конечно, и ложное представление о легкости труда художника («ведь, ничего вам не стоит сделать это: раз, раз и готово»), очень распространенное среди людей, далеких от специальности. Разлагающее действие халтурных требований— на фоне нищеты— за­ хватило' и самих художников внутри их специальности: живописец брался за чуждую ему область— графику (иллюстрация, плакат, обложки и т. д.), графист писал маслом портрет и т. д. Это было наихудшей угрозой самому изобразительному искусству. Наконец, разве не худшая халтура, не профа­ нация уже самого содержания— эти бесчисленные «героические» деревянные фигуры рабочих с молотком и сусальные крестьяне, протягивающие руки к солнцу, написанному желтым кроном? Как все это далеко от художестве!) ного оформления переживаний нового художника, живущего в новом госу­ дарстве, где человек: впервые почувствовал себя свободным от гнета и наси­ лия эксплуататора, где он свободно будет претворять в слово и краску ра­ дости свободного труда для коллектива себе подобных! Понятно, что язва халтуры, грозящая гангреной всему организму изо­ бразительных искусств, мучила наиболее серьезных и честных работников' его. Вопрос этот обсуждался среди них, изыскивались способы благополуч­ ного для искусства разрешения его; и одним из первых шагов был шаг в направлении к самостоятельному, без заказа, творчеству. Но в каких усло­ виях оно протекало? Рядом с необходимостью сосредоточиться на сюжете и форме, проклятая халтура, служба, не находящаяся в какой-либо связи со специальностью и отрывающая лучшее для художника время-—у тр о * * * ) , от- *) В Семипалатинске в одном клубе Ленин изображен в образе С т . Разина с кистенем в руках; в одном из клубов Иркутска долго висела картина-плакат, изо ­ бражающая рабочего, поражающего зеленую гидру контр-революции; изображение- это было по форме так двусмысленно, что многие не знали, что и думать о ней. шутя говорили: «Зеленый змий охватил рабочего» и т. д. В Иркутске же в одном кино изображен ледоход в Сахаре и трогательно воспеваются доблести фараонов (правда в иероглифах). **) В г. Иркутске одно учреждение предложило группе молодежи сделать по ко­ пейке надпись, состоящую из нескольких слов («со своим материалом»), всего тысячу надписей; когда один из них подсчитал, что материал будет стоить 10 р. 75 к., то зав это го учреждения сказал: „Как хотите, найдем других". ***) Заковряшин из Минусинска сообщил нам н а се зд е , что у них художники занимаются «всем»: один -коператор , другой—милиционер, третий -часовщик , четвер­ тый—часовых дел мастер, он сам служит выпускающим газету и д.т.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2