Сибирские огни, 1927, № 1

НА П ЕРЕВАЛЕ . Как случилось, что художник оказался одиноким, изолированным от общественности довольно прочным «ледком», «ледком», который начал под таивать только теперь? Мы видим три причины: во-первых, в лихорадке гражданской войны и позже— в спешке строительства материальной куль­ туры, вопросы искусства отошли на последний план, до них, так сказать, еще «не дошли руки»', а, между тем, искусство пользовалось для всяких це­ лей и пользовалось без достаточной вдумчивости и необходимой осторож­ ности— это вторая причина, и, наконец,— третья,— сам художник вступил на путь халтуры. Попытаемся же припомнить, как он жил и работал в этот период. Главным признаком этого тяжелого1 для художника и изобразитель­ ного искусства периода были: нищета и на почве.ее отход от специальности, профессиональное одиночество, бич всякого работника искусства, халтура, в самом широком смысле этого слова, раз’единенность, вредная взаимная конкуренция, увлекающая часто— на почве непризнания одного течения другим— на путь взаимной личной дискредитации, отсюда— огульное недо­ верие и даже неуважение к работникам ИЗО вообще со стороны заказчи­ ков, агентов власти и общественности. Эти общественные работники, вы­ росшие в условиях царского режима, когда трудящийся был отгорожен от искусства десятью каменными стенами, и имеющие представление о работ­ никах его только по книжкам, попадались на трюки самых беззастенчи­ вых халтурщиков, в то время, как самые серьезные и,значит,— самые скромные из них попадали под по­ дозрение, как «гор­ дые». Очень часто вопрос о том, кому отдать заказ, решал­ ся широкополой шля­ пой, длинными воло­ сами, классической бархатной курткой, развязностью этого «франта от искус­ ства». С другой сторо­ ны—эти же заказчи­ ки, далекие от искус­ ства по своему вос- п и т а н и ю , не подо­ зревая этого, насаж­ дали махровую культу­ ру, предлагая опреде­ ленные форлгы изобра­ жения, заказывая сде­ лать в несколько ча­ сов то, что требовало для претворения раз­ мышления и времени, или же то, что не б. Лебединский У окна (карандаш), поддавалось изобрази­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2