Сибирские огни, 1927, № 1
НА П ЕРЕВАЛЕ . Как случилось, что художник оказался одиноким, изолированным от общественности довольно прочным «ледком», «ледком», который начал под таивать только теперь? Мы видим три причины: во-первых, в лихорадке гражданской войны и позже— в спешке строительства материальной куль туры, вопросы искусства отошли на последний план, до них, так сказать, еще «не дошли руки»', а, между тем, искусство пользовалось для всяких це лей и пользовалось без достаточной вдумчивости и необходимой осторож ности— это вторая причина, и, наконец,— третья,— сам художник вступил на путь халтуры. Попытаемся же припомнить, как он жил и работал в этот период. Главным признаком этого тяжелого1 для художника и изобразитель ного искусства периода были: нищета и на почве.ее отход от специальности, профессиональное одиночество, бич всякого работника искусства, халтура, в самом широком смысле этого слова, раз’единенность, вредная взаимная конкуренция, увлекающая часто— на почве непризнания одного течения другим— на путь взаимной личной дискредитации, отсюда— огульное недо верие и даже неуважение к работникам ИЗО вообще со стороны заказчи ков, агентов власти и общественности. Эти общественные работники, вы росшие в условиях царского режима, когда трудящийся был отгорожен от искусства десятью каменными стенами, и имеющие представление о работ никах его только по книжкам, попадались на трюки самых беззастенчи вых халтурщиков, в то время, как самые серьезные и,значит,— самые скромные из них попадали под по дозрение, как «гор дые». Очень часто вопрос о том, кому отдать заказ, решал ся широкополой шля пой, длинными воло сами, классической бархатной курткой, развязностью этого «франта от искус ства». С другой сторо ны—эти же заказчи ки, далекие от искус ства по своему вос- п и т а н и ю , не подо зревая этого, насаж дали махровую культу ру, предлагая опреде ленные форлгы изобра жения, заказывая сде лать в несколько ча сов то, что требовало для претворения раз мышления и времени, или же то, что не б. Лебединский У окна (карандаш), поддавалось изобрази
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2